Школа сопровождения взрослых с ментальной инвалидностью



Проект ориентирован на создание теоретико-методологической и практической базы, которая позволит получить доступ к наработкам Центра и лекциям ведущих специалистов по вопросам сопровождения взрослых людей с ментальной инвалидностью. На странице Школы в течении года будут размещаться видеоматериалы из мастерских, видеолекции и комментарии специалистов. Для обсуждения материалов приглашаем присоединяться к нашим страницам в социальных сетях Вконтакте и Facebook.

Наш проект поддержан
Фондом президентских грантов.

pgrants_logo


Ближайшее событие проекта:
22 ноября, четверг, 19:00.
Лекция юриста Павла Кантора
«Юридические аспекты взросления особых людей»

Лекция пройдет в РЦ «Турмалин»

Музыкальная терапия. Лира.

Лира – один из особенных инструментов для музыкального терапевта. Рассказывают Влад и Татьяна Константиновна.

Групповая арт-терапия.

Терапия цветом на большом полотне приносит радость и помогает расслабиться. Процесс очень интенсивный, прорабатывается эмоциональное состояние каждого участника. Рассказывает Мария Сластенина.

Метафорические ассоциативные карты на музыкальной терапии.

Бывает сложно понять и сформулировать причину беспокойства. Особым людям часто это дается еще сложнее. В работе терапевту могут помочь метафорические ассоциативные карты. Подобно трамплину карточка запускает ряд ассоциаций и образное мышление. Об использовании МАК на групповой музыкальной терапии рассказывает Анастасия Бельтюкова.

Альтернативная коммуникация: Наташа и Марина

Продолжая тему альтернативной коммуникации мы публикуем короткое видео, в котором сопровождающая свечной мастерской Марина рассказывает об общении с Наташей.

Юлия Коровкина «Особенности коммуникации взрослых людей с ментальной инвалидностью.
Проблемы и пути решения».
25.10.2018

Презентация лекции «Альтернативная коммуникация»

В рамках проекта «Школа сопровождения взрослых» прошла лекция Юлии Коровкиной о методах альтернативной коммуникации в работе со взрослыми людьми с ментальной инвалидность.

Музыкальная терапия: о любимых инструментах.

 

Арт-терапия для людей с РАС.

Арт-терапевт нашего Центра Зинаида Левина о работе с людьми с расстройством аутистического спектра.
.

Столярная мастерская: рассказывает Юрий.

В каждой мастерской нашего Центра есть очень простые изделия. Они позволяют начать знакомство с ремеслом особого человека, который до это мог ничего руками не делать. В столярной мастерской таким изделием являются деревянные колокола (шум ветра).

Зинаида Левина об арт-терапии.

Арт-терапевт нашего Центра Зинаида Левина о целях арт-терапии, основных приемах работы и получаемых эффектах.

Простые инструменты для музыкальной терапии.

Музыка – удивительная часть творческой жизни человека. Часто очень сложна, требует хороших навыков и тонких инструментов. Но также часто достаточно очень простых вещей. Музыкальный терапевт нашего Центра Татьяна Константиновна Степанова рассказывает, какие простые предметы могут стать источником вдохновения и основой терапии.

Мария Сластенина о мастерской бижутерии (эмали).

Мастерская бижутерии в Турмалине появилась сравнительно недавно – весной этого года. Но успела завоевать популярность подопечных нашего Центра. Мария Сластенина рассказывает о работе с эмалями.

Зинаида Левина об арт-терапии для взрослых.
27.09.2018

Презентация лекции «Арт-терапия в работе со взрослыми людьми»

В рамках проекта Школа сопровождения взрослых прошла лекция нашего арт-терапевта Зинаиды Левиной. Зинаида Марковна рассказала о целях, методах и показала некоторые примеры работы с взрослыми людьми с ментальной инвалидность.

Маша Грекова о проекте инклюзивных мастерских «Простые вещи».

Запись эфира из Санкт-Петербурга с Машей Грековой, руководителем инклюзивных мастерских «Простые вещи. Дело есть каждому». Опыт планирования, создания и полугода жизни проекта.

Столярная мастерская нашего Центра.

Директор нашего Центра Анастасия Бельтюкова о столярной мастерской и некоторых ее изделиях.

Столярная мастерская нашего Центра.

В столярной мастерской нашего Центра приятно пахнет древесиной. Обработка дерева требует терпения и сосредоточенности. Об основных этапах и инструментах рассказывает Юрий.

Симакова Вера Игоревна о Центре «Благое дело».
09.07.2018

Запись трансляции из Свердловской области: генеральный директор некоммерческой организации «Благое дело» о двенадцатилетнем опыте работы мастерских.

Музыкальная терапия – как выбрать инструменты? Рассказывает Анастасия Бельтюкова.

В музыкальной терапии для людей с ментальной инвалидностью мало используются «классические» инструменты, поскольку звукоизвлечение такого инструмента довольно сложно устроено. Об особенностях инструментов Центра «Турмалин» рассказывает Анастасия Бельтюкова.

Завершение года и дерево идей.

В завершение года перед каникулами мы вспоминаем прошедший год и строим планы на будущий. Подвести итоги целого года не так-то просто, но очень важно. Мы делаем это все вместе: по очереди говорят и сотрудники и ребята. А еще визуализируем пожелания, завязывая ленточки на ветвях дерева, которое будет ждать нас все лето и поможет настроиться на предстоящий год в сентябре.

Музыкальная терапия в системе поддержки взрослых с ментальной инвалидностью.
21.06.2018

Презентация лекции

Музыкальный терапевт и директор нашего Центра Анастасия Бельтюкова рассказывает о возможностях музыкальной терапии в работе со взрослыми людьми с множественными нарушениями развития.
Порой музыка становится единственным способом коммуникации и общения для людей с глубокими нарушениями развития. Музыка помогает тем, кому трудно находится в обществе соединиться с другими людьми в музыкальном потоке, пережить себя частью целого.

 

Музыкальная терапия – как и для чего? Рассказывает Анастасия Бельтюкова

Музыка наполняет всю жизнь Турмалина. В начале и в конце дня, на праздниках и в будни мы поем, играем и даже создаем инструменты. Все это позволяет каждому высказаться и быть услышанным независимо от его возможностей.

 

Занятие оркестра БезНот. Групповая музыкальная терапия.

Музыка – важная часть жизни Турмалина. Музыкальная терапия помогает высказаться и послушать, сосредоточиться и расслабиться, найти точку опоры. Поговорить и даже поспорить! Посмотрите, как проходят занятия оркестра «БезНот» под руководством Анастасии Бельтюковой.

 

Мастерская мыловарения.

Изготовление мыла – одна из простых техник с быстрым видимым результатом. Приятная текстура, ароматы эфирных масел и яркие цвета помогают концентрироваться на работе и делают ее приятной.

 

Музыкальная терапия, инструменты.

Музыкальный терапевт нашего Центра Татьяна Степанова рассказывает об основных инструментах, которые используются в работе с особыми детьми и взрослыми.

 

Опыт организации сопровождаемого проживания
Психологи фонда «Жизненный путь» Мириам Бернштейн и Мария Королёва о проекте «Учебная квартира»
17.05.2018

Презентация лекции «Опыт организации сопровождаемого проживания»

Фонд организует группы подготовки молодых людей и родителей к жизни в тренировочной квартире. Мария Королева рассказала для чего эти встречи и что на них обсуждается. Мириам Бернштейн подвела итоги экспериментального года в тренировочной квартире фонда. И рассказала о дальнейших планах развития проекта.

Организация обеда в Турмалине.

Обед в Турмалине – не просто перерыв для еды. Накрыть на стол, красиво есть, убраться – все это незаметные в повседневности, но очень важные навыки. Людям с ментальной инвалидностью не так просто сохранить их без постоянной практики. 

О выборе мастерских.

Бывает, что работа не ладится. Цель ясна, принцип работы понятный, желание сделать есть, а прогресса нет. Прокрастинация побеждает и без компьютера и мобильных гаджетов) В этот момент важно понять, что мешает продвинуться. Может ваш стул неудобен? Или инструменты плохо заточены? Может что-то с материалом? О переходе Федора из керамики в свечную мастерскую рассказывает Юля Коровкина.

Видеозапись лекции Петровской Нины «Нейропсихологический подход для преодоления трудностей социализации и обучения людей с особенностями развития»
19.04.2018

Презентация лекции «Нейропсихологический подход для преодоления трудностей социализации и обучения людей с особенностями развития»

Запись лекции от 19 апреля «Нейропсихологический подход для преодоления трудностей социализации и обучения людей с особенностями развития». Нина Петровская рассказывает об основных закономерностях работы мозга и дает простые рекомендации для развития когнитивной деятельности.

О лекторе: инициатор и руководитель Мастерской социально-творческой инклюзии «Сундук», психолог, преподаватель психологии, нейропсихолог.

Валяние бус – показывает Зоя.

Непряденая шерсть – прекрасный материал для самых разных изделий. В этом ролике вы увидете, как легко изготовить бусы методом мокрого валяния. Для этого не требуется никаких дополнительных инструментов, только обычный чайник. Рассказывают и показывают Ольга Смирнова и Зоя.

Подбор метода работы со слабовидящим человеком с ментальными нарушениями.

Человеку с ментальными нарушениями бывает сложно ориентироваться в пространстве и выполнять необходимые последовательности действий, доводить свою работу до конца. Еще сложнее, если присутствуют нарушения зрения. О методе работы рассказывает Юля Коровкина.

Свечная мастерская – этапы изготовления свечи.

Изготовление свечи – процесс медитативный. Вощина приятна на ощупь, горячий воск пахнет медом. Окуная свечу раз за разом нельзя торопиться, между погружениями нужно делать паузы, чтобы воск успевал застывать. Как происходит изготовление свечей в нашей мастерской в Турмалине расскажут Марина Бондаренко и Александр.

Видеозапись лекции Коровкиной Ю.В.
«Особенности социализации взрослых людей с ментальной инвалидностью»
22.03.2018

Презентация лекции «Особенности социализации взрослых людей с ментальной инвалидностью»

Запись нашей лекции от 22 марта «Особенности социализации взрослых людей с ментальной инвалидностью». В лекции социальный терапевт Юлия Коровкина рассказывает о процессе социализации и делится опытом своей работы с особыми взрослыми – подопечными Центра Турмалин.

О лекторе: окончила МГПУ (олигофренопедагог, дефектолог-логопед), защитила кандидатскую по специальной педагогике, прошла обучающий семинар по лечебной педагогике и получила дополнительную специальность социальный терапевт. Сейчас Юлия Васильевна методист Центра и сопровождающая в керамической мастерской.

Турмалин: керамическая мастерская

Один из эффективных способов работы с глиной – заливка гипсовых форм шликером (жидкой глиной). Преимуществами являются возможность создавать достаточно легкие изделия с тонкой стенкой и небольшие затраты времени. О нюансах работы в этой технике рассказывает Сергей.

Турмалин: керамическая мастерская

Мы продолжаем рассказывать о нашей работе с глиной. Сопровождающая керамической мастерской Юлия Коровкина рассказывает об основных принципах работы и возможностях подопечных в керамике, особенностях работы с глиной и противопоказаниям к ней.

Видеозапись лекции Осиповой И.И.
«Строим инфраструктуру для взрослых людей с ментальной инвалидностью»
22.02.2018

Презентация лекции «Строим инфраструктуру для взрослых людей с ментальной инвалидностью»

Тема нашей февральской лекции «Строим инфраструктуру для взрослых людей с ментальной инвалидностью. Правовые, организационные и педагогические задачи, «подводные камни».
Об этом мы поговорили с Осиповой Ириной Игоревной — экспертом, психологом, тренером родительских групп, дефектологом. До последнего времени занимала пост директора РО МОО «Равные возможности»

Ирина Игоревна сформулировала основные проблемы в свободной дискуссии с аудиторией. В зале присутствовали представители уфимского Фонда экологического просвещения «Твердая почва», который планирует развивать направление трудоустройства взрослых с ментальной инвалидностью.

Турмалин: свечная мастерская

Третья мастерская, с которой мы хотели бы вас познакомить – свечная. Ручное изготовление свечей – процесс требующий терпения и кропотливой работы. Но благодаря налаженной технологии и разделению производства на небольшие операции, люди с самыми различными ограничениями могут быть вовлечены в работу мастерской. О терапевтических эффектах и преимуществах работы с воском расскажет Анастасия Бельтюкова

Турмалин: валяльная мастерская

Еще один материал, с которым работают наши подопечные в Центре это шерсть. Один из способов работы с ней – валяние. Это достаточно простая методика, позволяющая создавать практичные и красивые вещи. При этом работа с шерстью дает широкие возможности для терапевтических эффектов.

Турмалин: керамическая мастерская

Мы начинаем более подробно знакомить вас с нашими мастерскими. И первая из них – керамическая мастерская. В ролике директор Центра Анастасия Бельтюкова расскажет об основных этапах работы с глиной и терапевтических эффектах этого ремесла. Одним из важных преимуществ керамической мастерской является разнообразие способов работы с глиной, что позволяет подобрать для каждого из подопечных доступную ему операцию.

Турмалин – как все устроено

Приглашаем вас заглянуть в Турмалин и посмотреть, как проходит наш день. Утреннее приветствие, работа в мастерских, обед, творчество и завершение дня – каждое событие помогает участникам чувствовать ритм дня, ориентироваться в расписании и проявлять самостоятельность. Комплексный подход к социальной реабилитации в Турмалине подразумевает не только работу в мастерских и специальные занятия. Процесс включает в себя повседневные задачи: накрыть на стол, соблюдать этикет за столом, убрать посуду после обеда, протереть столы и пропылесосить. Такие простые вещи позволяют проявить заботу об окружающих и почувствовать сопричастность к происходящему. Турмалин не просто место для занятий, Турмалин – наш дом.

Элементы драматерапии в Турмалине

В РЦ «Турмалин» принят комплексный подход в поддержке взрослых людей с ментальной инвалидностью. Посильный труд и занятия искусством органично дополняют друг друга. Одним из примеров могут послужить традиционные зимние спектакли, посвященные празднику Рождества.
В подготовке к спектаклю участвует весь Центр, на репетицию приходят все подопечные и сотрудники, закончив свои дела в мастерских. Начинаются репетиции с обсуждения сюжета и тему спектакля, распределения ролей, подбора песен. Традиционность и повторяемость сценария помогает пережить покой и доверие, приносит радость узнавания.
Иногда во время подготовки одну и ту же роль может исполнить несколько актеров, чтобы у нескольких человек была возможность почувствовать себя, например, пастухом или мудрецом из истории о «Поклонении волхвов». Выход на сцену, вхождение в роль, помогает многим людям стать более внимательными, эмоционально собранными, справляться с проявлениями нежелательного поведения.
Ощутить себя частью целого, настоящим участником общего действа помогает музыка и совместное пение. Песни, которые исполняются в период подготовки спектакля почти каждый день на утренних кругах, запоминаются очень хорошо. Те, кто не является актерами все равно принимают участие в спектакле через пение или игру на музыкальных инструментах.
Для того, чтобы участниками спектакля могли быть все желающие, «режиссеры» ищут простые и доступные сценические решения: статичные сцены, движение в хороводе, роли без слов, выразительные жесты…
Нередко за постановкой или в процессе его подготовки возникают интересные глубокие разговоры, ребята ставят важные для них в этот момент вопросы.
Все вместе это позволяет создать настроение праздника, глубоко пережить рассказываемую в спектакле историю, получить важный внутренний опыт и осмыслить его в драматической форме.

Видеозапись лекции лечебного педагога, д.п.н. доцента МПГУ Исаевой Т.Н.
«Внутреннее достоинство особого человека»
25.01.2018

Презентация лекции «Внутреннее достоинство особого человека»

В современных условиях развития общества все очевидней становится обеспечение качества жизни человеку с нарушениями через развитие личностных и жизненных компетенций у субъекта. На этом пути основной задачей является обращение не к внешним предметам, а изучение качественного измерения бытия в отношении к внутреннему миру человека, духовному измерению его существа.
В лекции рассмотрены различные подходы к пониманию внутреннего достоинства человека с выраженными нарушениями интеллектуальной сферы, а также процессы, влияющие на принятие человека с нарушениями с позиции права иметь это нарушение.

Видеозапись лекции д.п.н. профессора МГПУ Яковлевой И.М
«Помощь взрослым с тяжелыми нарушениями развития: история и современность»
12.12.2017

Презентация лекции «История развития помощи взрослым»

В ходе развития общества менялись модели отношения к человеку с нарушениями развития: от моделей «недочеловек», «больной», «угроза обществу», «объект обременительной благотворительности» к модели «равный в правах». Концепция «нормализации» стала движением к сокращению числа закрытых учреждений, «дегоспитализации» значительного числа людей с особенностями развития, созданию альтернативной инфраструктуры и исключению их социального ущемления и изоляции. В лекции предложен обзор основных подходов к обучению и социализации людей с особыми потребностями.
В течении долгого времени дефектология была направлена на изучение нарушенного развития в детском возрасте, на обучение и воспитание детей и подростков с целью подготовки их к самостоятельной жизни и овладению профессией. Дети с выраженными интеллектуальными нарушениями признавались не обучаемыми и не были включены в систему образования. На сегодняшний день очевидно, что трудовая и профессиональная реабилитация является важной составляющей психолого-педагогического сопровождения взрослых людей с нарушениями развития. Однако многие проблемы еще не решены: условия, необходимые для обеспечения качества жизни такого человека, проблемы социальной интеграции и другие.

Обзор Центра Турмалин и рассказ о распорядке дня.

Благотворительное учреждение «Центр социальной реабилитации «Турмалин» основан в 2003 году и вот уже почти 15 лет работает в режиме дневного пребывания для детей и взрослых, имеющих нарушения интеллектуального и психического развития.
Программа социальной реабилитации включает посильный труд в художественно-ремесленных мастерских для взрослых, развивающие занятия для детей, индивидуальную и групповую арт-терапию (театр, музыка, изобразительное искусство) для всех подопечных.
Важной частью программы реабилитации является создание и поддержание понятного распорядка дня. Для этого в Турмалине мы не только придерживаемся расписания, но и создаем определенные ритуалы, которые помогают переключаться с одного вида деятельности на другой и сконцентрироваться на происходящем.

О центре

Благотворительное учреждение «Центр социальной реабилитации «Турмалин» создано с целью социальной реабилитации людей с нарушениями интеллектуального и психического развития.

Контакты
129626, г. Москва, ул. Бориса Галушкина, д. 26
8 (495) 682 23 48 (директор, бухгалтер)
8 (495) 682 53 16 (мастерские, методист)
Email: turmaline.nko@gmail.com
Запись на консультации к методисту
по тел. 8 903 737 14 93