Школа сопровождения взрослых с ментальной инвалидностью



Проект ориентирован на создание теоретико-методологической и практической базы, которая позволит получить доступ к наработкам Центра и лекциям ведущих специалистов по вопросам сопровождения взрослых людей с ментальной инвалидностью. На странице Школы в течении года будут размещаться видеоматериалы из мастерских, видеолекции и комментарии специалистов. Для обсуждения материалов приглашаем присоединяться к нашим страницам в социальных сетях Вконтакте и Facebook.

Наш проект поддержан
Фондом президентских грантов.

pgrants_logo


Ближайшее событие проекта:
29 октября, 17:30
Москвина Светлана Игоревна, ведущий инспектор центра занятости населения
«Организация трудоустройства людей с ментальными нарушениями в Центре занятости населения города Москвы»

Лекция пройдет в РЦ «Турмалин»

 

Профессиональная подготовка на предприятии трудоспособных людей с инвалидностью на свободном рынке труда.

Стасевич Лариса Владимировна — руководитель программ межрегионального общественного благотворительного фонда «Качество жизни». Фонд создан в 2000 году. Основные его задачи — это работа в социальной сфере и в сфере здравоохранения (профилактика здоровья граждан).

Основные аудитории, с которыми работает фонд — это люди, которым требуется помощь: малообеспеченные семьи, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, пенсионеры и люди с инвалидностью.

Проект профподготвки на предприятии появился как логичное продолжением ранее существовавшего проекта о психиатрической грамотности для родственников людей с ментальными нарушениями. Появилась идея создать интеграционное предприятие, где могли бы работать люди с инвалидностью и три года такое предприятие существовало. Появился бесценный и уникальный опыт содействия в трудоустройстве.

Основной вывод — прежде чем брать человека на работу, его стоит предварительно профессионально ориентировать и подготовить по определённым навыкам, чтобы у увеличить конкурентноспособность на свободном рынке труда. Так появилась идея программы профподготовки, но не в мастерских, а в реальных условиях производства.

Люди с инвалидностью готовятся в рабочем коллективе, проходят все производственные стадии, начинают понимать, что от них требуется, у них появляются не только права, но и обязанности. Такая подготовка очень меняет людей с инвалидностью — они становятся взрослее, у них появляются цели, чувство собственного достоинства, всё это помогает потом в трудоустройстве. В результате такой подготовки за 2018 год было трудоустроено либо к партнёрам, либо самостоятельно 63% участников. В проекте принимало участие 19 предприятий, на каждом предприятии работало по четыре человека. В процессе проекта некоторые участники его покидали. Основная причина — сложно работать в производственных условиях по четыре часа, кто-то не может выдерживать из-за своего заболевания, а кто-то трудоустраивается уже в процессе обучения. В целом через программу профподготовки проходит до 140 участников.

Основные сложности, которые возникали в ходе реализации проекта связаны прежде всего с особенностями людей с инвалидностью и сложностью диагностики при отборе. Зачастую заболевание начинает проявляться именно в производственных условиях и только на этом этапе можно понять, что это явная преграда для участника в трудоустройстве. В итоге либо оказывается помощь в преодолении стресса, либо признаётся, что требуется помощь медицинского характера.

Возникает проблема с недостаточной критикой к своим возможностям со стороны участников проекта. Многие мечты и желания не соответствуют возможностям. Здесь важно грамотно преподнести им эту информацию, чтобы не обидеть и сохранить мотивацию к деятельности. Ещё одна проблема связана с семьёй и с родственниками, которые пытаются ограждать своего ребёнка от обязанностей, труда и каких-либо усилий, что препятствует трудоустройству и самостоятельности. В связи с этим есть консультативная поддержка родственников, а так же групповые занятия, где обсуждается важность поддержания активности в человеке. Кроме того, на предприятиях коллектив и наставники начинают чрезмерно жалеть человека с инвалидностью, не давая ему раскрыться полностью. Необходима организация трудоустройства после такой подготовки и создание условий труда для разных категорий людей с инвалидностью. Фонд осуществляет так же помощь в трудоустройстве на свободном рынке, проводя специальные занятия по составлению резюме и прохождению собеседований.

Для просмотра видео кликните по картинке:

Заболоцкис Елена Юрьевна. Право на образование и труд молодых людей с интеллектуальными нарушениями.
Лекция 25.09.2019

В лекции юриста из Центра лечебной педагогики «Особое детство», рассмотрены три основных вопроса:

– Общее образование для людей с ОВЗ, что можно сделать, если к 18 годам нет общего образования.
– Профессиональное обучение — какие ограничения стоят в выборе профессии и образовательной организации. емого трудоустройства.
– Сопровождаемое трудоустройство, условия труда человека с инвалидностью и положение недееспособного человека в трудовых отношениях.

Для просмотра видео кликните по картинке:

Особое волонтёрство как шаг к трудоустройству.

 

В проекте «Волонтёрство для всех» есть несколько направлений. Первое это сотрудничество с «Гринпис России: Возродим наш лес». В рамках этого сотрудничества будут высажены дубки в лесу. Ребята сами выращивали дубки из желудей, а теперь поедут на посадки в лес. Второе направление — приют для животных. Ребята регулярно посещают приют, ухаживают за собаками. Третье направление — волонтёрские уборки. Есть договорённость с Мосгорпарком о ежемесячных уборках в парках. Одна уборка уже прошла в рамках полуфинала «Добровольцы России 2019». Одна из волонтёров и участница готовится представлять «Изумрудный город» на Форуме.
Так же развивается помощь для ПНИ — разрабатывается игра, которая поможет в социализации этим ребятам. Игра устроена по принципу ходилки и все персонажи, карточки, весь стимульный материал придумывают и рисуют ребята из «Волонтёрского проекта». Каждая встреча является удивлением и открытием как сотрудников, так и для самих ребят. Каждый обладает своими способностями, которые раскрываются в ходе занятий и выполнения разных заданий. Кто-то пишет стихи, кто-то рисует, кто-то может реализовать свои идеи. Некоторые ребята признаются, что в таких проектах они могут восполнить дефицит общения.

Уникальность проекта в том, что он инклюзивный и принять участие в нём может абсолютно любой желающий. Это хорошая мотивация для семей, которые в совместной деятельности могут сплотиться и сделать что-то хорошее для общества. Сейчас в проекте 20 с лишним человек. Кто-то работает удалённо, но есть костяк, который участвует во встречах постоянно. Цель волонтёрства для ребят — помогать обществу, быть полезным, быть причастным к обществу. В процессе такой деятельности ребята укрепляют свои социальные связи — находят друзей, людей с общими взглядами и интересами, просто неравнодушных и открытых людей. Одно из основных качеств волонтёра — это обязательность, соблюдение правил. И каждый участник тренирует это качество. После продолжительного участия можно заметить личностное раскрытие участников в процессе выполнения дел, что помогает двигаться дальше.

Для просмотра видео кликните по картинке:

Особенности подхода в работе с особыми людьми.

 

При работе с особыми людьми важно учитывать основную особенность — мотивацию к занятости. Часто трудности выхода из дома связаны не с двигательными нарушениями, а как раз с мотивацией и эмоциональными проблемами. Поэтому очень важна поддержка семьи. Там, где родители готовы поддерживать детей и «выпихивать» их в жизнь, там гораздо быстрее происходит социализация. Позиция «инвалид — наш крест» мешает адаптации в социуме. Поддержка нужна именно в движении в жизнь. Поддержка может быть выражена по-разному, в зависимости от особенностей самого человека — кому-то нужно говорить жёстко, кого-то уговорить, показать.

Желание и готовность некоторых подопечных спровоцировали открытие проекта «Маленькая типография», «Курьеры для своих». В трудоустройстве и закреплению на трудовом месте помогает устойчивая мотивация и потребность «куда-то выходить» и поддержка семьи. В этом случае успех не минуем.

Потребность в таких Центрах в городе большая, несмотря на уже существующие. Преимущество «Изумрудного города» в том, что есть опора на ребят — вырастая и укрепляясь, они сами становятся опорой для других, укрепляя своё ощущение нужности и важности в этом мире.

Центр сотрудничает с разными организациями и планирует открывать новые студии.

Для просмотра видео кликните по картинке:

Возможности трудоустройства для людей с ментальными особенностями.

В Центре адаптации и развития «Изумрудный город» создаются условия для того, чтобы человек вписался в жизнь общества, коллектива, семью. В Центр обращаются подростки с 14 лет и взрослые без возрастных и медицинских ограничений. Многочисленные проекты позволяют помочь большинству. Все проекты делятся на досуговую занятость и трудовую.

В начале каждый участник проходит индивидуальное собеседование, после которого специалисты выстраивают индивидуальный маршрут реабилитации. Рекомендуются наиболее полезные виды занятости для данного человека, учитывая его собственные интересы. Важно, чтобы у участников было движение и развитие, поэтому специалистами Центра постепенно предлагается повышение сложности задач и деятельности.

Человеку с особенностями важно чувствовать, что он работает и живёт как все, важно «выходить из дома куда-то», быть включённым в жизнь общества, делать что-то самостоятельно. При трудоустройстве очень важна поддержка государства, организация наставничества на производстве и сопровождения на рабочем месте.

К досуговой занятости относятся театральная, танцевальная, музыкальная студии, поэтическая, студия гимнастики и фотостудия. Все ребята встречаются раз в неделю на 1-1,5 часа и занимаются в коллективе. Все преподаватели были когда-то подопечными Центра, а теперь выросли, прошли свой путь социальной адаптации и теперь помогают другим.

На данный момент в Центре осуществляются три проекта трудовой занятости: «Маленькая типография», «Курьеры для своих» и «Социальное тренерство». В проекте «Курьеры для своих» трудовая деятельность максимально приближена к конкурентному трудоустройству на открытом рынке.

Социальные тренеры могут работать индивидуально и помогать подросткам формировать жизненно важные навыки. Также осуществляется помощь на дому тем, кому это необходимо.

Отдельный интерес представляет волонтёрский инклюзивный проект «Волонтёрство для всех». Любой человек может стать волонтёром и осуществлять широкий спектр задач: от похода в психоневрологический интернат до работы в лесном питомнике.

 

Для просмотра видео кликните по картинке:

СПб БОО «Перспективы», Санкт-Петербург.

Санкт-Петербургская благотворительная общественная организация «Перспективы» с 1996 года работает в Санкт-Петербурге. Организация поддерживает детей с тяжелой инвалидностью проживающих в ДДИ №4, а также семьи с такими детьми. Для взрослых людей с инвалидностью Перспективы организуют помощь в ПНИ №3 и инновационные проекты «Тренировочная квартира», и «Сопровождаемое проживание» .

В Центре социальной реабилитации Перспектив занимаются подростки и молодые люди проживающие в семьях. В центре предусмотрено расписание, организуется индивидуальное сопровождение для подопечных силами волонтеров.  На групповых занятиях каждый подопечный вовлекается в процесс. Занятия направлены не только на развитие навыков, но также на возможность сотрудничества и общения. Ребята с тяжелыми нарушениями развития проживающие в семьях чаще всего общаются только с родителями, центр помогает расширить круг коммуникации. А решение бытовых задач, таких как поход в магазин, приготовление обеда, позволяет почувствовать самостоятельность и взрослость.

Для просмотра видео кликните по картинке:

Инклюзивные мастерские «Простые вещи», Санкт-Петербург.

Социальный проект запущен в феврале 2018 года, в основе лежит профессиональный подход к ремеслам, который позволяет не только привлечь к работе людей с ментальными нарушениями, но и производить качественные и востребованные вещи. Каждая мастерская разрабатывает собственную коллекцию – ряд продукции, которую можно воспроизводить регулярно. При этом нет препятствий творческому подходу, уникальные решения особых мастеров образуют целостные художественные серии и представляются на выставках. Продукцию керамической, швейной, столярной и графической мастерских можно найти на различных благотворительных ярмарках Санкт-Петербурга, а также в интернет-магазине мастерских

График особых мастеров индивидуален, кто-то ходит только в одну мастерскую, другие ребята работают в нескольких мастерских. Посещая мастерские, люди с ментальными нарушениями чувствуют востребованность и принятие, а еще расширяют свой жизненный опыт, не только пробуя разные ремесла, но и участвуя в праздниках или в приготовлении обеда. И главное – общаются с очень разными людьми. Помимо мастеров в проекте участвуют около ста волонтеров, выполняющих разнообразные задачи, как в мастерских, так и за их пределами.

Для просмотра видео кликните по картинке:

Репортаж из Центра социально-трудовой адаптации инвалидов «Мастер ОК» (Санкт-Петербург).

В нашем репортаже специалисты Центра Мастер ОК рассказывают о двух направлениях своей деятельности –  сопровождаемое трудоустройство на открытом рынке труда и защищенные мастерские. 

Достаточно длительный процесс сопровождаемого трудоустройства в центре Мастер ОК разделен на этапы. Этапы диагностики, личностно-ориентированного планирования, необходимые тренинги, сопровождение при поиске, собеседованиях, и адаптация на рабочем месте. Все это проводят психологи центра и специалисты по социальной работе для того, чтобы трудоустройство было успешным и комфортным, как для человека с ментальной инвалидностью, так и работодателя.

Если на этапе диагностики становится ясно, что человек не готов к трудоустройству, центр рекомендует поработать в защищенных мастерских. Здесь люди с ментальной инвалидностью приобретают не только ремесленные навыки, но и осваиваются с такими понятиями, как трудовая деятельность, график, техника безопасности. Учатся выполнять инструкции мастера и общаться в коллективе. В Центре работают кожевенная, столярная, швейная, мастерская батика. Большую роль в этом обучении играет транзитная мастерская – здесь ребята выполняют заказы с открытого рынка, например фасовочные работы.

Особое место в центре занимает мастерская социально-бытовой адаптации. Здесь учатся готовить простые блюда, ходить в магазин за продуктами, выполнять работу по дому. Как бы не сложилась жизнь, карьера, уметь приготовить обед – это всегда нужный навык.

Для просмотра видео кликните по картинке:

Обмен мастерством.
Мастерская социально-творческой инклюзии «Сундук» и Центр «Турмалин».

Однажды мы решили выйти за пределы Турмалина, чтобы отправиться в гости к нашим друзьям в инклюзивные мастерские «Сундук». Это было и рискованно и интересно одновременно. Как ребята отреагируют на дорогу, на новых людей, на новую деятельность, будут ли участвовать в мастер-классе? Конечно, мы пригласили ребят, которые наиболее устойчивы к стрессовым условиям и заранее рассказали им, что их ждёт.
В результате все участники получили крайне интересный опыт общения и взаимодействия друг с другом. Ребята из Сундука охотно рассказывали нам о своих мастерских, показывали свои работы и делились планами. Во время мастер-класса по фьюзингу помогали друг другу, показывали как нужно использовать оборудование. Было интересно и увлекательно! Результатом стали часы, которые мы надеемся получить после запекания в подарок.
Ребята из мастерских Сундука рассказала, что очень хотят научиться делать свечи, а у нас есть прекрасная свечная мастерская! Конечно, мы сразу пригласили их в гости. Мы не только организовали мастер-класс по изготовлению свечей, но и провели целый день вместе с гостями, показав наш Центр и наш уклад жизни.
Надеемся, что таким полезным обменом мастерством мы заложили отличную традицию, которую будем поддерживать и дальше.

Для просмотра видео кликните по картинке:

Основные аспекты агрессивных состояний у людей с ОВЗ.

Для особенных людей характерна не диструктивная агрессия, а защитная, направленная на достижение какой-либо цели или направленная на самоутверждение. В этом случае есть несколько пластов проявления агрессии: ярость, раздражение, злость и ненависть.Важнейшими социальными факторами, способствующими развитию агрессии могут быть препятствие для удовлетворения потребностей, провокация, возникающая из вне, повышенная возбуждение и волнение в обществе, которая может передаваться, чрезмерная эмоциональность окружающих людей, а так же другие физические состояния. Агрессия может проявляться как в физическом плане, так и косвенно и как раздражение.

Важнейшим направлением в преодолении агрессии может быть профилактическое направление, обучающее направление и коррекционное. Комплексная помощь должна носить системный характер. Существенное звено в такой работе отдаётся семье, которой необходимо информировать специалиста о состоянии ребёнка, которые у него бывают, о тех возбудителях, которые способствуют агрессии и т.д. Для коррекции агрессии рекомендуется использовать обучение различным релаксационным техникам, когда специалист помогает человеку с особенностями почувствовать приближение этого состояния и предупредить его развитие, ролевые игры, работы со страхами, работа с фото-кино материалом, которые отражают различные состояния человека. Упражнения, направленные на позитивное восприятие собственного «Я», активизация самосознания, перевод плохих действий в другой план. Разработка стабильной системы поощрений, наказаний, наград за имеющиеся успехи или негативные проявления. Данная система должна быть единообразна как в учреждении, куда приходит такой человек, так и в семье. Важнейшим направлением работы является школа родительства, где родители могут развивать навыки саморегуляции, помогая, таким образом, как себе, так и своему ребёнку.

Для просмотра видео кликните по картинке:

Проявления агрессивных состояний у людей с ограниченными возможностями здоровья: проблема и преодоление.
Лекция 25.06.2019.

Презентация лекции.
Лектор Ерёмина Анна Александровна – дефектолог, олигофренопедагог, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии МГОУ.
Для просмотра видео кликните по картинке:

В нашем проекте мы стараемся показать картину помощи взрослым с ментальной инвалидностью как можно полнее. Мы довольно подробно показали практику Турмалина, готовим к публикации репортажи из Сундука и некоторых других центров дневной занятости. А сегодня мы публикуем интервью с врачом-психотерапевтом. Сергей Ильич Мехоношин рассказывает об опыте создания развивающей занятости в ПНД и психиатрической больнице, в рамках системы медицинской помощи.

Врач-психотерапевт Мехоношин С.И. Организация реабилитации взрослых людей с особенностями на примере ПНД.

Мехоношин С.И.:

Первое видео знакомит нас со структурой ПНД: на какие отделения он подразделяется, какие основные функции эти отделения выполняют.

Диспансерное отделение осуществляет психиатрическую амбулаторную помощь и психиатрический осмотр населению. Отделение неотложной психиатрической помощи оказывает психиатрическую помощь пациентам, выписанных из психиатрического стационара, а также тем, кто нуждается в интенсивной помощи психиатрами. Дневное отделение осуществляет помощь пациентам, которые находятся в относительно устойчивой ремиссии. Медико-реабилитационное отделение помогает пациентам поддержать достигнутую ремиссию, восстановить утраченную социальную активность, восстановить бытовые навыки.

С какими расстройствами направляются пациенты в ПНД? Начиная с постстрессовых расстройств, неврозов, требующие консультативной помощи, заканчивая деменцией, психотическими расстройствами, требующими динамического наблюдения.

В ролике рассказывается о маршрутизации пациентов внутри ПНД в зависимости от их психического состояния. В лечебно-реабилитационных мероприятиях В ПНД оказывают помощь врачи-психиатры, врачи-психотерапевты, психологи, специалисты по социальной работе, физиотерапевты, массажисты, инструкторы по ЛФК и другие специалисты.

В ролике раскрывается основная проблематика в том, что до сих пор существует стагнация по отношению к психиатрии. Есть острая необходимость снять у населения страх к этой специализации в медицине! Иногда говорю своим пациентам, что нервная система тоже имеет права поболеть как и другой любой орган! В этом нет ничего постыдного! И здесь важно обратиться к профессионалам, а не заниматься «кустарным самолечением», так как нервная система восстанавливается очень медленно, требует больших усилий, как со стороны врачей, так и со стороны самого пациента и его окружения для ее восстановления. С этой целью врачи и психологи проводят занятия с врачами общей практики, с пациентами, их родственниками, рассказывая о причинах психических расстройств, их проявлений у пациентов, способах совладания с болезнью, профилактике рецидивов, восстановлению прежних или усвоению новых социальных ролей.

Важно донести до населения, что психиатрия — не карательный орган, целью ее является не ограничение свобод человека, а наоборот, — адаптацию человека в своей личности и в социуме.

Для просмотра видео кликните по картинке:

Психологические потребности и помощь взрослым людям с ментальной инвалидностью в рамках ПНД.

Мехоношин С.И.:

В ролике рассказано как на базе ПНД большое внимание уделяется работе с пациентами, у которых в результате врожденной или приобретенной органической патологии головного мозга, проявляющейся в нарушении интеллекта, ведущий к социальной дезадаптации. Эта основная проблематика раскрывается в данном ролике. Так как у таких пациентов страдают мыслительные функции, эмоции, воля, речь и моторика, наши специалисты проводят многоуровневые комплексные медико-реабилитационные мероприятия.

Наряду с подбором адекватной медикаментозной терапией, с такими пациентами проводятся индивидуальные сеансы и групповые занятия. С этой целью для пациентов проводят курсы групповых занятий по темам: «Психообразование», где рассказывается причины психических расстройств, их проявлений, способах лечения, профилактики, «Способы совладания с болезнью», «Нейрокогнитивный тренинг», «Двигательные гимнастики», «Тренинг коммуникативных навыков», «Тренинг по трудоустройству», «Музыкотерапия», «Кружок творческой активности», «Арт-студия (изо-терапия)», «Песочная терапия», «Мотивационные тренинги». Так же у нас есть Клуб «Интеллектуал», «Киноклуб», «English Club». Проводятся различные викторины, спортивные олимпиады (по настольному теннису). Весь этот арсенал помогает нашим пациентам оставаться в социуме, восстановить утраченные навыки, приобрести новые, полезные для жизни.

Для пациентов с другими психическими расстройствами посещение подобных мероприятий оказывается очень полезно, так как они начинают глубже понимать себя, свои проблемы, проблемы других людей и находить пути их разрешения.

Для просмотра видео кликните по картинке:

Юлия Балабан. Возможности ТДТ в реабилитации взрослых с ментальной инвалидностью.

Меня зовут Балабан Юлия, я танцевально-двигательный терапевт, работаю в Москве со взрослыми и детьми с ОВЗ более 6 лет.

Хотела бы рассказать про особенности танцевально-двигательной терапии (ТДТ) с особыми взрослыми. У человека есть тело, есть движение, есть ощущения. Это базовые и значимые аспекты человеческой личности. ТДТ работает через движение, как с детьми, так и со взрослыми. Через движение можно эффективно работать, когда есть трудности в вербальной коммуникации. ТДТ работает с танцем, но это совершенно не обязательно. Мы работаем просто движением, его развитием, пониманием себя и другого человека через движение. Самое базовое движение — это дыхание. Если человек дышит, то он уже двигается. Может поднять голову, выпрямить руку — это еще более проявленное движение. Таким образом, в ТДТ мы можем работать с самым разным уровнем нарушений развития.

ТДТ помогает с помощью движения развитию эмоциональной и двигательной сферы, умению взаимодействовать с окружающими. Через терапевтические отношения можно выстраивать контакт и улучшать качество жизни, создавать наполненную радостью жизнь.

Длительность работы зависит от задач. Если родители приходят один раз, то психолог может дать рекомендации, как восстановить контакт, бороться с агрессией, простроить план коррекционной работы. Взгляд специалиста будет опираться на анализ двигательной активности, понимание того, что происходит на уровне развития движения здесь и сейчас.

Если мы говорим о длительной индивидуальной работе, то могут ставиться задачи личностного развития. Можно делать серьезные вещи не только на уровне навыков, но и на уровне созревания личности. Если мы говорим про человека с умственной отсталостью, то это может быть умение понимать свои желания, границы. То есть мы работаем с обычными темами, важными для любого человека. И делать это часто бывает эффективно через движение, в том числе, когда сложно работать через вербальный канал.

Задача терапевта — «увидеть» человека, который пришел на занятия, не ставить невозможных задач, быть на его уровне. Например, если сложно работать в группе (тяжело удержать внимание, включиться в групповой процесс), я как терапевт могу предложить работать индивидуально. Всегда есть на что опереться и с чего начать.

Для просмотра видео кликните по картинке:

Юлия Балабан. Аутостимуляции в работе с детьми с РАС.

Даже дети с одним и тем же диагнозом — все разные. Уровень функционирования у всех разный. Работа танцевально-двигательного терапевта начинается с установления рамок пространства и времени, которые мы стараемся не менять. Мы находимся 40 минут в одном кабинете, и это создает возможность создания терапевтического пространства. Следующая задача — установление контакта. Сам ребенок на первом занятии может не реагировать на терапевта. На установление контакта может уйти и не одна сессия. Но чем сложнее нарушение, тем больше ценность установленного контакта.

Важная тема, которая беспокоит родителей — аутостимуляция. Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) может использовать аутостимуляцию ребенка как способ нахождения контакта, способ создания истории. Например, ребенок ходит и кидает мячики. Терапевт может присоединиться, и постепенно развить эту историю, и, например, спросить «куда ты хочешь бросать» , начать работу с постановкой задач, целеполаганием. Аутостимуляция может стать дверью для контакта с ребенком.

Благодаря ТДТ ребенок с РАС может улучшить способность к коммуникации, появится большая телесная связность. Часто сразу после занятия можно наблюдать улучшение эмоционального состояния.

Но работая с РАС, следует иметь в виду, что любая терапия — это не волшебная палочка. И изменения могут быть небольшими не только по результатам ТДТ, но и любой терапевтической работы. Иногда важно замечать и небольшие изменения. Например, раньше ребенок мог удерживать внимание 5 секунд, и у него рассеивалось внимание. А по результатам, ребенок может быть в контакте со взрослым, около минуты. В результате, у него не исчезает РАС, но он научится быть дольше в контакте, проявлять себя, говорить о себе. Понимать «это мне нравится, а это не нравится». Он не перестает быть ребенком с особенностями, но станет более включенным в социальную жизнь, научится концентрироваться не только внутри себя, но и быть с другими. Это значимые изменения, которых можно добиться .

Основной прием установления контакта: сначала идет «отзеркаливание» движений. Научно доказано, что у человека есть зеркальные нейроны, которые отвечают за восприятие через движение другого человека и понимание этих движений. Терапевт начинает двигаться как ребенок, иногда что-то комментирует вербально. Опирается на свои ощущения, учитывает контрперенос, соматический контрперенос на базе телесных ощущений, и исходя из этого что-то озвучивает и дает свои комментарии для ребенка или для родителей. Это первое, с чего начинается моя работа с РАС.

Иногда я могу усиливать движения ребенка, предлагать быть более открытым, более проявленным. Но всегда смотрю, насколько готов к этому данный конкретный ребенок.

Новым аспектом работы, который только начинает развиваться — работа с родителями, поддержка родителей особых детей. Она может идти с помощью группы танцевальной терапии или же в другом формате, но важно, чтоб родители искали в себе ресурсы, помнили про себя. Для детей важно быть в эмоционально теплом контакте с родителем. А такое взаимодействие возможно, только если сами родители эмоционально включены, помнят про себя и заботятся не только о детях, но и о себе. Важны занятия, на которых родители могут задать себе вопрос «что я чувствую, что чувствует мой ребенок». Важно, чтобы такие группы были, родители приходили и уделяли внимание себе. На занятиях ТДТ возможна организация пространства для выражения ребенка и родителя, когда родитель такой же участник группы, как и его ребенок. Но в группе, организованной специально для родителей, возможностей больше.

Для просмотра видео кликните по картинке:

Юлия Силина. Роль познавательной деятельности в работе с особыми подростками.

Предметная занятость (рукоделие или ремесло) важный этап работы с подростками с особенностями развития. На котором ребята тренируют навыки мелкой моторики, внимания, навыки пространственной ориентировки лево-право, навыки счёта. Учатся создавать разнообразные изделия из природных материалов, валют, ткут, шъют, плетут и т. д. В то же время это часть познавательной деятельности. Посредством освоения различного социально-бытового ремесла подростки расширяют кругозор, узнают о мире, о жизни, учатся взаимодействовать друг с другом, опираясь на нормы и правила социума. Это важная часть социальной адаптации особых подростков, подготовка их к работе ко взрослым мастерским Турмалина.

Для просмотра видео кликните по картинке:

Меланченко Елизавета Александровна. Принципы коррекционной, социализирующей работы с детьми в возрасте от 0 и до 18+.
27.05.2019

Скачать презентацию лекции.

Все мы родом из детства. В зависимости от того, как будет выстроена реабилитация особого взрослого с первого появления на свет зависит его дальнейшая жизнь и социализация. Важно продумать и верно выстроить маршрут помощи и поддержки с самого рождения. Предлагаем вашему вниманию лекцию, которая раскроет основные принципы медицинского подхода.

Лекцию проводит невролог, нейрофизиолог, организатор здравоохранения Меланченко Елизавета Александровна.

Для просмотра видео кликните по картинке:

Юлия Балабан о работе с детьми с аутизмом.

Как можно помочь людям с расстройством аутистического спектра (РАС)? Основная проблема таких людей — это касается и детей и взрослых — сложности во взаимодействии с другими. Оно для них настолько эмоционально затратно, что они часто предпочитают уход в свой внутренний мир. А чем дольше человек уходит в себя, тем больше информации из внешнего мира остается для него недосягаемой.

Существует два основных направления работы с детьми и взрослыми с РАС. Первый — обучение социальным навыкам. Второй — работа через контакт и взаимодействие, когда специалист пытается «встретить» человека там, где он сейчас находится эмоционально.

Первое, что будет делать танцевально-двигательный терапевт (как и любой другой) — установление контакта с ребенком с РАС. И здесь включаются механизмы танцевально-двигательной терапии: через телесную подстройку, через движение зачастую найти контакт гораздо проще, чем другими способами. Часто — это единственная возможность добиться того, что ребенок с РАС увидит другого человека и начнет включать его в свое поле внимания: станет возможным контакт, взаимодействие и, собственно, терапия. Терапевт наблюдает за своими ощущениями, пытается понять, что происходит с ребенком и «озвучивать» ему это действиями, словами, любой доступной коммуникацией.

А когда контакт с человеком есть, становится возможным эмоциональное развитие. И работа с такими темами, как «Кто я», «Что я хочу», «Какие у меня чувства», «Как меня воспринимают другие», «Как быть со своей злостью» (радостью и т д).

ТДТ работает с людьми с различным уровнем нарушений и здоровыми людьми, встречая человека там, где он есть и приглашая в мир эмоционального взаимодействия. Мы не учим танцам, а используем движение и телесные сигналы как средство и основу взаимодействия.

С детьми с РАС возможно использовать весь арсенал ТДТ: работу с основными жизненными темами, с образом тела, смыслом движения. Чем больше умеет ребенок с РАС, тем больше доступных средств можно использовать. Однако телесное присоединение и сонастройка — основная вещь, без которой никакая работа не будет эффективной, и это именно то, с чего можно и нужно начинать

Для просмотра видео кликните по картинке:

Мария Пукач. Осмысленность деятельности у подростков. Отношения полов.

Видео содержит практические рекомендации по организации систематических групповых занятий с подростками, имеющими нарушения развития.
Грамотная и эффективная организация занятий с подростками должна учитывать целый ряд специфических вводных, присущих этой возрастной категории: разрыв между биологическим и психологическим возрастом, следствия неравномерности формирования психических процессов, трудности поведения, сниженные возможности психической активности, трудности формирования навыков саморегуляции и самоконтроля в деятельности, трудности развития возможностей социальной кооперации, низкий уровень речевого развития.
Оптимальным способом достичь эффективности являются занятия, основанные на прикладной деятельности, связанной с непосредственным опытом подростков, включающая возможности участия в совместно разделённой деятельности и достижение практического прикладного результата. Самый эффективный и достижимый способ создания такой платформы — групповые занятия в ремесленных и творческих мастерских при непрерывной модерации мастерами и специалистами.
Такая форма работы позволяет формировать социально приемлемое поведение, способствует внутри социальной кооперации развитию навыков коммуникации, позволяет канализировать аффективную сексуальную активность, развивает навыки самоконтроля и саморегуляции в деятельности, даёт возможность развиться мотивации через получение конкретных результатов и благодаря положительной обратной связи и — как следствие — улучшает текущее качество жизни «особых» подростков, увеличивает возможности автономии и дееспособности.

Для просмотра видео кликните по картинке:

Юлия Балабан. Коммуникация через движение и невербальные сигналы: секреты танцевально-двигательной терапии.
09.04.2019

Юлия Балабан – психолог, танцевально-двигательный терапевт и психодрама-терапевт, профессиональный член Ассоциации танцевально-двигательной терапии (АТДТ). Имеет опыт работы с “особыми” детьми и взрослыми более 7-ми лет.

Основные вопросы лекции:
Как движение может стать важным помощником в общении, развитии и понимании человека с ОВЗ? Какие простые методы могут использовать родители, а какие техники специалисты, работающие в смежных направлениях? Какие цели и задачи в работе ставит танцевально-двигательный психотерапевт.

Также Юлия поделилась историями из своей практики и рассказала, как работу с движением и невербальной коммуникацией можно использовать в работе с семейной системой, диадой мама-ребенок, в группе и индивидуально.

Для просмотра видео кликните по картинке:

Исаева Тамара Николаевна. Внутренние отношения между сопровождающим и подопечным.

Сопровождаемая жизнь человека с особыми потребностями.

На эту тему рассуждают и делятся своими мыслями магистры второго года обучения магистерской программы «Самоопределение и социализация лиц с умственной отсталостью» МПГУ вместе с руководителем программы к.п.н., доцентом Исаевой Т.Н.
Сопровождать значит идти вместе, что изначально предполагает объединение усилий и действий провожатого и сопровождаемого. Осуществляется оно в совместной деятельности как встреча двух людей на определенном отрезке жизненного пути.
А как может быть выстроена сопровождаемая жизнь человека с особыми потребностями? Когда человек, не имеющий достаточных ресурсов (внешних и внутренних) не может самостоятельно без помощи справиться с препятствиями, возникающими на его жизненном пути, ему становиться необходима помощь человека, способного оказывать поддержку, защитить его права, активизировать ресурсы.
С одной стороны мы сопровождаем человека с особыми потребностями, помогая ему решать возникающие проблемы и повышать свои шансы на жизненный успех. С другой стороны обеспечиваем процессы его самоопределения, социализации и индивидуализации. Мы ведем его к выбору, и в этом выборе помогаем сделать самостоятельные шаги.
Может ли процесс сопровождения человека с особыми потребностями стать средой личностного развития сопровождающего? Если да, то при каких условиях?
Одним из таких условий становится организованное пространство осмысленной деятельности, такое, например, как пространство ремесленных мастерских центра «Турмалин». Отношения, которые возникают между работниками мастерских и мастерами, непредвзяты, основываются на принятии человека с особыми потребностями и уважении его достоинства, соблюдения персональных границ, при котором важно получить разрешение на само сопровождение. Оно может быть выражено как активной инициацией со стороны сопровождаемого, так и молчаливым согласием. Тот кто сопровождает, должен быть внутренне чувствителен, способен ожидать расположения к себе со стороны человека с особыми потребностями. Таким образом, достигается определенная степень доверительных и открытых отношений, продвигающих развитие личности человека.
Именно поэтому, так важно уделять особое внимание и заботиться о подготовки специалистов сопровождения взрослой жизни человека с особыми потребностями.

Для просмотра видео кликните по картинке:

Нина Петровская – нейропсихолог, преподаватель психологии, руководитель мастерской социально-творческой инклюзии «Сундук».

Молодые люди, которые приходят в мастерские – имеют в первую очередь нарушения двигательной сенсорной сферы и работы мозга.
Чаще всего нарушения сенсорной сферы проявляются в поведении и выражаются в невнимательности, импульсивности, тревоге, плохой саморегуляции. Трудовые мастерские создают условия для эффективной работы взрослых людей с подобными нарушениями, что помогает частично компенсировать эти дефициты. За счёт чего происходит эта компенсация? Прежде всего, определённым образом организованная среда – сенсорно обогощённая, благодаря чему происходит сенсорная интеграция. Сенсорная интеграция – процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов всех чувств (осязание, вестибулярный аппарат, ощущение тела или проприоцепция, обоняние, зрение, слух, вкус), затем организует их и интерпретирует так, чтобы они могли быть использованы в целенаправленной деятельности. Это ресурс, который направлен на развитие и помощь, формирует базу для успешного поведения, планирования и прогнозирования действия. Помимо непосредственной трудовой адаптации всегда имеет место любая нейро развивающая методика, которую можно добавлять, включать в социально-трудовой процесс.

Для просмотра видео кликните по картинке:

Организация занятий в классе для подростков с множественными нарушениями развития: практический опыт.
19.03.2019

Учитель-дефектолог Мария Пукач делится практическими наработками обучения подростков и рассказывает об опыте совместного обучения “особенных” взрослых в интегративном лагере.

Для просмотра видео кликните по картинке:

Социально-медицинские аспекты реабилитации взрослых, важность социальной реабилитации взрослых.

Об особенностях и необходимости работы со взрослыми людьми с ментальной инвалидностью рассказывает Елизавета Меланченко, врач, администратор здравоохранения, невролог, нейрофизиолог.

Для просмотра видео кликните по картинке:

Танце-двигательный терапевт, хореограф Яна Норина рассказывает о методах работы с людьми с ментальной инвалидностью.

Когда мы говорим о движении человека, мы не можем отделять его двигательные возможности от интеллектуальных, от его способа мышления и эмоционального выражения. Поэтому такое внимание в работе с людьми с любыми особенностями развития уделяется движению.

Для людей, которым вербальное выражение чувств и коммуникация представляют сложности, движение — бесценный инструмент для поддержания связи с окружающими. Когда я двигаюсь, то мне уже есть что показать и о чем поговорить с другим. Более того, когда я двигаюсь, меня видят и я вижу реакцию других. А значит, я есть.
Танце-двигательная терапия основывается на положениях, что любое движение имеет потенциал коммуникации, более того, является базовым способом коммуникации. В качестве инструментов танце-терапевт использует «зеркало», «собирание движений», форму круга, двигательную экспрессию. Терапевт может через движение работать с такими проблемами, как рассеянное внимание или личностные границы, самоотношение и самооценка и т. д.

Для просмотра видео кликните по картинке:

Нина Петровская.
Нейропсихологический подход и технологии при сопровождении людей с РАС и другими ментальными нарушениями развития.
19.02.2019

Нина Петровская – нейропсихолог, преподаватель психологии, руководитель мастерской социально-творческой инклюзии «Сундук».

Как устроен наш мозг? Как устроена память, внимание, принятие решений? Нина Петровская рассказывает о познавательных процессах и о том, как использовать эти знания для практической работы и повысить свой потенциал. Информация будет полезна как для помощи людям с ментальными нарушениями, так и для самопомощи.

Для просмотра видео кликните по картинке:

Индивидуальный подход при ДЦП на примере работы в свечной мастерской.

Анатолий в этом году перешел из подростковой группы в мастерскую. Сопровождающий Михаил Сухотин помогает Толе осваивать основные этапы изготовления свечей. Многие действия для Толи осложнены из-за ДЦП, но в работе он получает не только терапевтические эффекты, но и большое удовольствие.
Рассказывает Михаил Сухотин:

Эти видеосюжеты об обучении ремеслу 19-летнего Анатолия, подростка с ДЦП. В свечной мастерской он осваивает основные этапы изготовления свечей почти на всех стадиях рабочего процесса. Свечи изготовляются как методом окунания, так и скатыванием их из листа вощины.

Эта деятельность имеет и терапевтическую составляющую. Например, при скатывании вощинной свечи заметно снимается спастика ладоней. Или для изготовления подвески для окунания свечей необходимо умение сосредотачивать зрительное внимание на кончике фитиля, чтобы попасть им туда, куда требуется. Запах вощины и жидкого воска, тактильный контакт с материалами разных фактур, сказываются на общем тонусе подопечного и мобилизуют его.

Из-за особенностей, ограничивающих свободу его движений, моей задачей является и подбор наиболее удобных условий, специально учитывающих эти особенности. Планируем сделать планку с рядом подвесок, расположенную на такой высоте, чтобы Толя мог не только окунать свечи в жидкий воск в термостате, а ещё и самостоятельно снимать их на подвесках со стены, и вешать их туда же после окунания. Также попробуем подобрать подходящие для его рук ножницы в специализированных магазинах.

Для просмотра видео кликните по картинке:

Подростковый клуб, как способ социальной реабилитации особых подростков.

На разных этапах развития ребенка у него есть потребность в социально значимой группе и ведущие задачи возраста. Для подросткового возраста эта социальная группа — сверстники и ведущая задача — интимно-личностное общение. Но очень часто мы наблюдаем изолированность подростка с особенностями развития от группы сверстников.
В 2016 году в Турмалине начал действовать Подростковый Клуб, основными задачами которого является развитие коммуникативных, социально-бытовых навыков и знакомство с разными видами ручного труда.

Для просмотра видео кликните по картинке:

Занятие в клубе начинается с круга, своеобразной встречи, на которой ребята рассказывают как у них дела, что нового и учатся слушать друг друга.

Затем начинается разминка. Это очень важная часть нашего занятия. Она включает в себя интенсивный самомассажа + география тела (это твоя нога, ступня, рука и т.д.) Дальше подключаются гимнастические упражнения и нейрофизиологические (ходьба перекрестным шагом, прыгаем на прыгалках). В этих упражнениях очень хорошо прорабатываются чувство ощущения, баланса, равновесия.

После разминки идет кулинария. Эту часть ребята всегда очень ждут, стараются угадать, что мы будем готовить. Это очень магический процесс, сочетающий приятное с полезным, ребята оттачивают навыки самостоятельного приготовления пищи, учатся пользоваться кухонными принадлежностями. После кулинарии пьём чай — это не только сам процесс чаепития, перед чаем нужно накрыть на стол, а после убрать и помыть посуду. И это важная часть социально-бытовой ориентировки.

На занятиях ремеслом, мы знакомимся с различными природными материалами (глина, воск, шерсть) и способами работы с ними. Мы валяем, ткём, работаем с глиной. Обычно один вид ремесла практикуется долгое время (несколько месяцев), чтобы ребята смогли привыкнуть к процессу и лучше закрепить данный навык.

В конце мы подводим итог нашего занятия. Ребята садятся в круг, вспоминают, что делали (обычно в обратном порядке). И если еще остается немного времени, можем помузицировать.

Ирина Осипова. Социальные аспекты взросления особых людей.
22.01.2019

Презентация лекции.

Ирина Осипова — эксперт, дефектолог, психолог, тренер родительских групп. В лекции рассмотрены особенности подросткового и юношеского возраста людей с ментальной инвалидностью, их дальнейшая социализация. Роль и задачи социального окружения особого человека. Взрослые отношения с подростком с особенностями – какие они?

Для просмотра видео кликните по картинке:

Праздники, как часть социо-культурной реабилитации.

Арт-терапевт Турмалина Зинаида Левина рассказала о значении праздников для людей с ментальной инвалидностью, поделилась секретами организации праздничных мероприятий и их функции в жизни Центра. Каждая часть раскрывает особенности и задачи праздничных периодов. Смотрите видео ниже на странице.

Праздники врываются в повседневный ход жизни, как будто нарушая ее ритмичность и постоянство. Но праздники напоминают нам о другом, большем ритме — годовом. Мы отмечаем, конечно, дни рождения и другие даты, но здесь мы поговорим о календарных праздниках.

В старые времена люди жили вместе с природой, и в разные времена года их жизнь менялась соответственно времени. Тогда естественным образом отмечалась смена времен года и положение солнца. Сегодня мы в больших городах вряд ли меняем свою жизнь в соответствии с солнцем: у нас та же работа зимой и летом, те же привычки и способ жить, кроме смены одежды и коротких отпусков.

Для понимания течения времени мы должны сознательно обращать внимание на жизнь природы и те бессознательные процессы, которые так или иначе происходят в нашем организме и душевной жизни. Особенно важно помочь в этом особым людям. Они плохо ориентируются во времени, им трудно осознать чувственные восприятия (например, температуру воздуха) и связать их с ходом времени. В то же время они более зависимы от природы, от погоды и от всех процессов, которые проходят на Земле в связи со сменой времен года. Достаточно вспомнить, например, метеозависимость.

Празднование календарных праздников напоминает им об этом и дает возможность ориентироваться лучше в окружающем мире. Кроме того, это дает радость, переживание общности и осознание себя в мире. Мы отмечаем традиционные христианские праздники: Рождество, Пасху, Троицу, день Михаила Архангела (чудо Георгия и змие), а также сбор урожая, приход весны (Масленица), летний солнцеворот.

Очень важны длительные периоды подготовки к каждому празднику: репетиции спектаклей, определенные песни, изображения, другие невербальные знаки. Например, пасхальные яйца. По этим атрибутам люди «узнают» приближение праздника, активнее участвуют в его подготовке. Благодаря календарным праздникам особые люди как бы «врастают» в свое социокультурное пространство, чувствуют себя частью своего народа и всего человечества.

Это абсолютно необходимо каждому человеку, а особым людям тем более, для личного развития, для осознания себя и своего места в мире: Я есть я, я живу в этой стране, я — человек.

Праздники, как часть социо-культурной реабилитации. 1. Праздники и ритм жизни.

Короткое видео, где Зинаида Левина рассказывает о ритмах, присущих жизни человека и роли праздников в их поддержании. Как мы проводим праздники в Центре Турмалин и почему это важно для людей с ментальной инвалидностью.

Праздники, как часть социо-культурной реабилитации. 2. Подготовка к празднику.

Какие элементы подготовки помогают создать и поддержать настроение праздника. Какие атрибуты могут помочь человеку с ментальной инвалидностью “узнать” праздник. Рассказывает Зинаида Левина.

Праздники, как часть социо-культурной реабилитации. 3. Весна – лето – осень.

Зинаида Левина рассказывает о ритмах, присущих жизни человека и роли праздников в их поддержании. Праздники весны, лета и осени. Как праздники помогают переживать время года, поддерживать осознанность. Цикл годовых праздников.

Зинаида Левина
«Роль календарных праздников в социокультурной реабилитации особенных взрослых».
19.12.2018

В лекции рассмотрена роль и значение праздников для человека. Почему праздники повторяются каждый год и как это влияет на формирование детей и взрослых с собенностями. Почему нам не скучно праздновать одни и те же праздники каждый год. Приведены примеры проведения праздников в Турмалине.

Проект «Школа сопровождения взрослых с ментальной инвалидностью» второй раз получил поддержку Фонда Президентских грантов.
30.11.2018

В новом сезоне мы продолжим цикл ежемесячных лекций ведущих специалистов в области реабилитации людей с ОВЗ, в том числе специалистов Турмалина. Пригласим специалистов смежных профессий, которые выскажут экспертное мнение о современных видах реабилитации и дадут методические рекомендации по взаимодействию и работе с людьми с ментальной инвалидностью. Кроме того, мы будем знакомить вас с другими организациями, которые помогают взрослым людям с нарушением интеллекта. Ждите интересных репортажей и интервью участников.

Павел Кантор «Юридические аспекты взросления особых людей».
22.11.2018

Павел Кантор, юрист правовой группы РБОО «Центр лечебной педагогики» рассказывает о дееспособности, ограниченной дееспособности, опеке и процедурах лишения и востановления.

Утреннее приветствие.

Весь день в Турмалине хорошо структурирован. Это помогает особому человеку ориентироваться во времени, понимать задачи, справляться с ожиданием. Открывает день утреннее приветствие в зале.

Музыкальная терапия. Лира.

Лира – один из особенных инструментов для музыкального терапевта. Рассказывают Влад и Татьяна Константиновна.

Групповая арт-терапия.

Терапия цветом на большом полотне приносит радость и помогает расслабиться. Процесс очень интенсивный, прорабатывается эмоциональное состояние каждого участника. Рассказывает Мария Сластенина.

Метафорические ассоциативные карты на музыкальной терапии.

Бывает сложно понять и сформулировать причину беспокойства. Особым людям часто это дается еще сложнее. В работе терапевту могут помочь метафорические ассоциативные карты. Подобно трамплину карточка запускает ряд ассоциаций и образное мышление. Об использовании МАК на групповой музыкальной терапии рассказывает Анастасия Бельтюкова.

Альтернативная коммуникация: Наташа и Марина

Продолжая тему альтернативной коммуникации мы публикуем короткое видео, в котором сопровождающая свечной мастерской Марина рассказывает об общении с Наташей.

Юлия Коровкина «Особенности коммуникации взрослых людей с ментальной инвалидностью.
Проблемы и пути решения».
25.10.2018

Презентация лекции «Альтернативная коммуникация»

В рамках проекта «Школа сопровождения взрослых» прошла лекция Юлии Коровкиной о методах альтернативной коммуникации в работе со взрослыми людьми с ментальной инвалидность.

Музыкальная терапия: о любимых инструментах.

 

Арт-терапия для людей с РАС.

Арт-терапевт нашего Центра Зинаида Левина о работе с людьми с расстройством аутистического спектра.
.

Столярная мастерская: рассказывает Юрий.

В каждой мастерской нашего Центра есть очень простые изделия. Они позволяют начать знакомство с ремеслом особого человека, который до это мог ничего руками не делать. В столярной мастерской таким изделием являются деревянные колокола (шум ветра).

Зинаида Левина об арт-терапии.

Арт-терапевт нашего Центра Зинаида Левина о целях арт-терапии, основных приемах работы и получаемых эффектах.

Простые инструменты для музыкальной терапии.

Музыка – удивительная часть творческой жизни человека. Часто очень сложна, требует хороших навыков и тонких инструментов. Но также часто достаточно очень простых вещей. Музыкальный терапевт нашего Центра Татьяна Константиновна Степанова рассказывает, какие простые предметы могут стать источником вдохновения и основой терапии.

Мария Сластенина о мастерской бижутерии (эмали).

Мастерская бижутерии в Турмалине появилась сравнительно недавно – весной этого года. Но успела завоевать популярность подопечных нашего Центра. Мария Сластенина рассказывает о работе с эмалями.

Зинаида Левина об арт-терапии для взрослых.
27.09.2018

Презентация лекции «Арт-терапия в работе со взрослыми людьми»

В рамках проекта Школа сопровождения взрослых прошла лекция нашего арт-терапевта Зинаиды Левиной. Зинаида Марковна рассказала о целях, методах и показала некоторые примеры работы с взрослыми людьми с ментальной инвалидность.

Маша Грекова о проекте инклюзивных мастерских «Простые вещи».

Запись эфира из Санкт-Петербурга с Машей Грековой, руководителем инклюзивных мастерских «Простые вещи. Дело есть каждому». Опыт планирования, создания и полугода жизни проекта.

Столярная мастерская нашего Центра.

Директор нашего Центра Анастасия Бельтюкова о столярной мастерской и некоторых ее изделиях.

Столярная мастерская нашего Центра.

В столярной мастерской нашего Центра приятно пахнет древесиной. Обработка дерева требует терпения и сосредоточенности. Об основных этапах и инструментах рассказывает Юрий.

Симакова Вера Игоревна о Центре «Благое дело».
09.07.2018

Запись трансляции из Свердловской области: генеральный директор некоммерческой организации «Благое дело» о двенадцатилетнем опыте работы мастерских.

Музыкальная терапия – как выбрать инструменты? Рассказывает Анастасия Бельтюкова.

В музыкальной терапии для людей с ментальной инвалидностью мало используются «классические» инструменты, поскольку звукоизвлечение такого инструмента довольно сложно устроено. Об особенностях инструментов Центра «Турмалин» рассказывает Анастасия Бельтюкова.

Завершение года и дерево идей.

В завершение года перед каникулами мы вспоминаем прошедший год и строим планы на будущий. Подвести итоги целого года не так-то просто, но очень важно. Мы делаем это все вместе: по очереди говорят и сотрудники и ребята. А еще визуализируем пожелания, завязывая ленточки на ветвях дерева, которое будет ждать нас все лето и поможет настроиться на предстоящий год в сентябре.

Музыкальная терапия в системе поддержки взрослых с ментальной инвалидностью.
21.06.2018

Презентация лекции

Музыкальный терапевт и директор нашего Центра Анастасия Бельтюкова рассказывает о возможностях музыкальной терапии в работе со взрослыми людьми с множественными нарушениями развития.
Порой музыка становится единственным способом коммуникации и общения для людей с глубокими нарушениями развития. Музыка помогает тем, кому трудно находится в обществе соединиться с другими людьми в музыкальном потоке, пережить себя частью целого.

 

Музыкальная терапия – как и для чего? Рассказывает Анастасия Бельтюкова

Музыка наполняет всю жизнь Турмалина. В начале и в конце дня, на праздниках и в будни мы поем, играем и даже создаем инструменты. Все это позволяет каждому высказаться и быть услышанным независимо от его возможностей.

 

Занятие оркестра БезНот. Групповая музыкальная терапия.

Музыка – важная часть жизни Турмалина. Музыкальная терапия помогает высказаться и послушать, сосредоточиться и расслабиться, найти точку опоры. Поговорить и даже поспорить! Посмотрите, как проходят занятия оркестра «БезНот» под руководством Анастасии Бельтюковой.

 

Мастерская мыловарения.

Изготовление мыла – одна из простых техник с быстрым видимым результатом. Приятная текстура, ароматы эфирных масел и яркие цвета помогают концентрироваться на работе и делают ее приятной.

 

Музыкальная терапия, инструменты.

Музыкальный терапевт нашего Центра Татьяна Степанова рассказывает об основных инструментах, которые используются в работе с особыми детьми и взрослыми.

 

Опыт организации сопровождаемого проживания
Психологи фонда «Жизненный путь» Мириам Бернштейн и Мария Королёва о проекте «Учебная квартира»
17.05.2018

Презентация лекции «Опыт организации сопровождаемого проживания»

Фонд организует группы подготовки молодых людей и родителей к жизни в тренировочной квартире. Мария Королева рассказала для чего эти встречи и что на них обсуждается. Мириам Бернштейн подвела итоги экспериментального года в тренировочной квартире фонда. И рассказала о дальнейших планах развития проекта.

Организация обеда в Турмалине.

Обед в Турмалине – не просто перерыв для еды. Накрыть на стол, красиво есть, убраться – все это незаметные в повседневности, но очень важные навыки. Людям с ментальной инвалидностью не так просто сохранить их без постоянной практики. 

О выборе мастерских.

Бывает, что работа не ладится. Цель ясна, принцип работы понятный, желание сделать есть, а прогресса нет. Прокрастинация побеждает и без компьютера и мобильных гаджетов) В этот момент важно понять, что мешает продвинуться. Может ваш стул неудобен? Или инструменты плохо заточены? Может что-то с материалом? О переходе Федора из керамики в свечную мастерскую рассказывает Юля Коровкина.

Видеозапись лекции Петровской Нины «Нейропсихологический подход для преодоления трудностей социализации и обучения людей с особенностями развития»
19.04.2018

Презентация лекции «Нейропсихологический подход для преодоления трудностей социализации и обучения людей с особенностями развития»

Запись лекции от 19 апреля «Нейропсихологический подход для преодоления трудностей социализации и обучения людей с особенностями развития». Нина Петровская рассказывает об основных закономерностях работы мозга и дает простые рекомендации для развития когнитивной деятельности.

О лекторе: инициатор и руководитель Мастерской социально-творческой инклюзии «Сундук», психолог, преподаватель психологии, нейропсихолог.

Валяние бус – показывает Зоя.

Непряденая шерсть – прекрасный материал для самых разных изделий. В этом ролике вы увидете, как легко изготовить бусы методом мокрого валяния. Для этого не требуется никаких дополнительных инструментов, только обычный чайник. Рассказывают и показывают Ольга Смирнова и Зоя.

Подбор метода работы со слабовидящим человеком с ментальными нарушениями.

Человеку с ментальными нарушениями бывает сложно ориентироваться в пространстве и выполнять необходимые последовательности действий, доводить свою работу до конца. Еще сложнее, если присутствуют нарушения зрения. О методе работы рассказывает Юля Коровкина.

Свечная мастерская – этапы изготовления свечи.

Изготовление свечи – процесс медитативный. Вощина приятна на ощупь, горячий воск пахнет медом. Окуная свечу раз за разом нельзя торопиться, между погружениями нужно делать паузы, чтобы воск успевал застывать. Как происходит изготовление свечей в нашей мастерской в Турмалине расскажут Марина Бондаренко и Александр.

Видеозапись лекции Коровкиной Ю.В.
«Особенности социализации взрослых людей с ментальной инвалидностью»
22.03.2018

Презентация лекции «Особенности социализации взрослых людей с ментальной инвалидностью»

Запись нашей лекции от 22 марта «Особенности социализации взрослых людей с ментальной инвалидностью». В лекции социальный терапевт Юлия Коровкина рассказывает о процессе социализации и делится опытом своей работы с особыми взрослыми – подопечными Центра Турмалин.

О лекторе: окончила МГПУ (олигофренопедагог, дефектолог-логопед), защитила кандидатскую по специальной педагогике, прошла обучающий семинар по лечебной педагогике и получила дополнительную специальность социальный терапевт. Сейчас Юлия Васильевна методист Центра и сопровождающая в керамической мастерской.

Турмалин: керамическая мастерская

Один из эффективных способов работы с глиной – заливка гипсовых форм шликером (жидкой глиной). Преимуществами являются возможность создавать достаточно легкие изделия с тонкой стенкой и небольшие затраты времени. О нюансах работы в этой технике рассказывает Сергей.

Турмалин: керамическая мастерская

Мы продолжаем рассказывать о нашей работе с глиной. Сопровождающая керамической мастерской Юлия Коровкина рассказывает об основных принципах работы и возможностях подопечных в керамике, особенностях работы с глиной и противопоказаниям к ней.

Видеозапись лекции Осиповой И.И.
«Строим инфраструктуру для взрослых людей с ментальной инвалидностью»
22.02.2018

Презентация лекции «Строим инфраструктуру для взрослых людей с ментальной инвалидностью»

Тема нашей февральской лекции «Строим инфраструктуру для взрослых людей с ментальной инвалидностью. Правовые, организационные и педагогические задачи, «подводные камни».
Об этом мы поговорили с Осиповой Ириной Игоревной — экспертом, психологом, тренером родительских групп, дефектологом. До последнего времени занимала пост директора РО МОО «Равные возможности»

Ирина Игоревна сформулировала основные проблемы в свободной дискуссии с аудиторией. В зале присутствовали представители уфимского Фонда экологического просвещения «Твердая почва», который планирует развивать направление трудоустройства взрослых с ментальной инвалидностью.

Турмалин: свечная мастерская

Третья мастерская, с которой мы хотели бы вас познакомить – свечная. Ручное изготовление свечей – процесс требующий терпения и кропотливой работы. Но благодаря налаженной технологии и разделению производства на небольшие операции, люди с самыми различными ограничениями могут быть вовлечены в работу мастерской. О терапевтических эффектах и преимуществах работы с воском расскажет Анастасия Бельтюкова

Турмалин: валяльная мастерская

Еще один материал, с которым работают наши подопечные в Центре это шерсть. Один из способов работы с ней – валяние. Это достаточно простая методика, позволяющая создавать практичные и красивые вещи. При этом работа с шерстью дает широкие возможности для терапевтических эффектов.

Турмалин: керамическая мастерская

Мы начинаем более подробно знакомить вас с нашими мастерскими. И первая из них – керамическая мастерская. В ролике директор Центра Анастасия Бельтюкова расскажет об основных этапах работы с глиной и терапевтических эффектах этого ремесла. Одним из важных преимуществ керамической мастерской является разнообразие способов работы с глиной, что позволяет подобрать для каждого из подопечных доступную ему операцию.

Турмалин – как все устроено

Приглашаем вас заглянуть в Турмалин и посмотреть, как проходит наш день. Утреннее приветствие, работа в мастерских, обед, творчество и завершение дня – каждое событие помогает участникам чувствовать ритм дня, ориентироваться в расписании и проявлять самостоятельность. Комплексный подход к социальной реабилитации в Турмалине подразумевает не только работу в мастерских и специальные занятия. Процесс включает в себя повседневные задачи: накрыть на стол, соблюдать этикет за столом, убрать посуду после обеда, протереть столы и пропылесосить. Такие простые вещи позволяют проявить заботу об окружающих и почувствовать сопричастность к происходящему. Турмалин не просто место для занятий, Турмалин – наш дом.

Элементы драматерапии в Турмалине

В РЦ «Турмалин» принят комплексный подход в поддержке взрослых людей с ментальной инвалидностью. Посильный труд и занятия искусством органично дополняют друг друга. Одним из примеров могут послужить традиционные зимние спектакли, посвященные празднику Рождества.
В подготовке к спектаклю участвует весь Центр, на репетицию приходят все подопечные и сотрудники, закончив свои дела в мастерских. Начинаются репетиции с обсуждения сюжета и тему спектакля, распределения ролей, подбора песен. Традиционность и повторяемость сценария помогает пережить покой и доверие, приносит радость узнавания.
Иногда во время подготовки одну и ту же роль может исполнить несколько актеров, чтобы у нескольких человек была возможность почувствовать себя, например, пастухом или мудрецом из истории о «Поклонении волхвов». Выход на сцену, вхождение в роль, помогает многим людям стать более внимательными, эмоционально собранными, справляться с проявлениями нежелательного поведения.
Ощутить себя частью целого, настоящим участником общего действа помогает музыка и совместное пение. Песни, которые исполняются в период подготовки спектакля почти каждый день на утренних кругах, запоминаются очень хорошо. Те, кто не является актерами все равно принимают участие в спектакле через пение или игру на музыкальных инструментах.
Для того, чтобы участниками спектакля могли быть все желающие, «режиссеры» ищут простые и доступные сценические решения: статичные сцены, движение в хороводе, роли без слов, выразительные жесты…
Нередко за постановкой или в процессе его подготовки возникают интересные глубокие разговоры, ребята ставят важные для них в этот момент вопросы.
Все вместе это позволяет создать настроение праздника, глубоко пережить рассказываемую в спектакле историю, получить важный внутренний опыт и осмыслить его в драматической форме.

Видеозапись лекции лечебного педагога, д.п.н. доцента МПГУ Исаевой Т.Н.
«Внутреннее достоинство особого человека»
25.01.2018

Презентация лекции «Внутреннее достоинство особого человека»

В современных условиях развития общества все очевидней становится обеспечение качества жизни человеку с нарушениями через развитие личностных и жизненных компетенций у субъекта. На этом пути основной задачей является обращение не к внешним предметам, а изучение качественного измерения бытия в отношении к внутреннему миру человека, духовному измерению его существа.
В лекции рассмотрены различные подходы к пониманию внутреннего достоинства человека с выраженными нарушениями интеллектуальной сферы, а также процессы, влияющие на принятие человека с нарушениями с позиции права иметь это нарушение.

Видеозапись лекции д.п.н. профессора МГПУ Яковлевой И.М
«Помощь взрослым с тяжелыми нарушениями развития: история и современность»
12.12.2017

Презентация лекции «История развития помощи взрослым»

В ходе развития общества менялись модели отношения к человеку с нарушениями развития: от моделей «недочеловек», «больной», «угроза обществу», «объект обременительной благотворительности» к модели «равный в правах». Концепция «нормализации» стала движением к сокращению числа закрытых учреждений, «дегоспитализации» значительного числа людей с особенностями развития, созданию альтернативной инфраструктуры и исключению их социального ущемления и изоляции. В лекции предложен обзор основных подходов к обучению и социализации людей с особыми потребностями.
В течении долгого времени дефектология была направлена на изучение нарушенного развития в детском возрасте, на обучение и воспитание детей и подростков с целью подготовки их к самостоятельной жизни и овладению профессией. Дети с выраженными интеллектуальными нарушениями признавались не обучаемыми и не были включены в систему образования. На сегодняшний день очевидно, что трудовая и профессиональная реабилитация является важной составляющей психолого-педагогического сопровождения взрослых людей с нарушениями развития. Однако многие проблемы еще не решены: условия, необходимые для обеспечения качества жизни такого человека, проблемы социальной интеграции и другие.

Обзор Центра Турмалин и рассказ о распорядке дня.

Благотворительное учреждение «Центр социальной реабилитации «Турмалин» основан в 2003 году и вот уже почти 15 лет работает в режиме дневного пребывания для детей и взрослых, имеющих нарушения интеллектуального и психического развития.
Программа социальной реабилитации включает посильный труд в художественно-ремесленных мастерских для взрослых, развивающие занятия для детей, индивидуальную и групповую арт-терапию (театр, музыка, изобразительное искусство) для всех подопечных.
Важной частью программы реабилитации является создание и поддержание понятного распорядка дня. Для этого в Турмалине мы не только придерживаемся расписания, но и создаем определенные ритуалы, которые помогают переключаться с одного вида деятельности на другой и сконцентрироваться на происходящем.

О центре

Благотворительное учреждение «Центр социальной реабилитации «Турмалин» создано с целью социальной реабилитации людей с нарушениями интеллектуального и психического развития.

Контакты
129626, г. Москва, ул. Бориса Галушкина, д. 26
8 (495) 682 23 48 (директор, бухгалтер)
8 (495) 682 53 16 (мастерские, методист)
Email: turmaline.nko@gmail.com
Запись на консультации к методисту
по тел. 8 916 551 43 10