Школа сопровождения взрослых с ментальной инвалидностью



Проект ориентирован на создание теоретико-методологической и практической базы, которая позволит получить доступ к наработкам Центра и лекциям ведущих специалистов по вопросам сопровождения взрослых людей с ментальной инвалидностью. На странице Школы в течении года будут размещаться видеоматериалы из мастерских, видеолекции и комментарии специалистов. Для обсуждения материалов приглашаем присоединяться к нашим страницам в социальных сетях Вконтакте и Facebook.

Наш проект поддержан
Фондом президентских грантов.

pgrants_logo


Ближайшее событие проекта:
09 апреля, вторник, 17:30.
Лекция Юлия Балабан
«Коммуникация через движение и невербальные сигналы: секреты танцевально-двигательной терапии»

Лекция пройдет в РЦ «Турмалин»

Юлия Балабан. Коммуникация через движение и невербальные сигналы: секреты танцевально-двигательной терапии.
09.04.2019

Юлия Балабан – психолог, танцевально-двигательный терапевт и психодрама-терапевт, профессиональный член Ассоциации танцевально-двигательной терапии (АТДТ). Имеет опыт работы с “особыми” детьми и взрослыми более 7-ми лет.

Основные вопросы лекции:
Как движение может стать важным помощником в общении, развитии и понимании человека с ОВЗ? Какие простые методы могут использовать родители, а какие техники специалисты, работающие в смежных направлениях? Какие цели и задачи в работе ставит танцевально-двигательный психотерапевт.

Также Юлия поделилась историями из своей практики и рассказала, как работу с движением и невербальной коммуникацией можно использовать в работе с семейной системой, диадой мама-ребенок, в группе и индивидуально.

Для просмотра видео кликните по картинке:

Исаева Тамара Николаевна. Внутренние отношения между сопровождающим и подопечным.

Сопровождаемая жизнь человека с особыми потребностями.

На эту тему рассуждают и делятся своими мыслями магистры второго года обучения магистерской программы «Самоопределение и социализация лиц с умственной отсталостью» МПГУ вместе с руководителем программы к.п.н., доцентом Исаевой Т.Н.
Сопровождать значит идти вместе, что изначально предполагает объединение усилий и действий провожатого и сопровождаемого. Осуществляется оно в совместной деятельности как встреча двух людей на определенном отрезке жизненного пути.
А как может быть выстроена сопровождаемая жизнь человека с особыми потребностями? Когда человек, не имеющий достаточных ресурсов (внешних и внутренних) не может самостоятельно без помощи справиться с препятствиями, возникающими на его жизненном пути, ему становиться необходима помощь человека, способного оказывать поддержку, защитить его права, активизировать ресурсы.
С одной стороны мы сопровождаем человека с особыми потребностями, помогая ему решать возникающие проблемы и повышать свои шансы на жизненный успех. С другой стороны обеспечиваем процессы его самоопределения, социализации и индивидуализации. Мы ведем его к выбору, и в этом выборе помогаем сделать самостоятельные шаги.
Может ли процесс сопровождения человека с особыми потребностями стать средой личностного развития сопровождающего? Если да, то при каких условиях?
Одним из таких условий становится организованное пространство осмысленной деятельности, такое, например, как пространство ремесленных мастерских центра «Турмалин». Отношения, которые возникают между работниками мастерских и мастерами, непредвзяты, основываются на принятии человека с особыми потребностями и уважении его достоинства, соблюдения персональных границ, при котором важно получить разрешение на само сопровождение. Оно может быть выражено как активной инициацией со стороны сопровождаемого, так и молчаливым согласием. Тот кто сопровождает, должен быть внутренне чувствителен, способен ожидать расположения к себе со стороны человека с особыми потребностями. Таким образом, достигается определенная степень доверительных и открытых отношений, продвигающих развитие личности человека.
Именно поэтому, так важно уделять особое внимание и заботиться о подготовки специалистов сопровождения взрослой жизни человека с особыми потребностями.

Для просмотра видео кликните по картинке:

Нина Петровская – нейропсихолог, преподаватель психологии, руководитель мастерской социально-творческой инклюзии «Сундук».

Молодые люди, которые приходят в мастерские – имеют в первую очередь нарушения двигательной сенсорной сферы и работы мозга.
Чаще всего нарушения сенсорной сферы проявляются в поведении и выражаются в невнимательности, импульсивности, тревоге, плохой саморегуляции. Трудовые мастерские создают условия для эффективной работы взрослых людей с подобными нарушениями, что помогает частично компенсировать эти дефициты. За счёт чего происходит эта компенсация? Прежде всего, определённым образом организованная среда – сенсорно обогощённая, благодаря чему происходит сенсорная интеграция. Сенсорная интеграция – процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов всех чувств (осязание, вестибулярный аппарат, ощущение тела или проприоцепция, обоняние, зрение, слух, вкус), затем организует их и интерпретирует так, чтобы они могли быть использованы в целенаправленной деятельности. Это ресурс, который направлен на развитие и помощь, формирует базу для успешного поведения, планирования и прогнозирования действия. Помимо непосредственной трудовой адаптации всегда имеет место любая нейро развивающая методика, которую можно добавлять, включать в социально-трудовой процесс.

Для просмотра видео кликните по картинке:

Организация занятий в классе для подростков с множественными нарушениями развития: практический опыт.
19.03.2019

Учитель-дефектолог Мария Пукач делится практическими наработками обучения подростков и рассказывает об опыте совместного обучения “особенных” взрослых в интегративном лагере.

Для просмотра видео кликните по картинке:

Социально-медицинские аспекты реабилитации взрослых, важность социальной реабилитации взрослых.

Об особенностях и необходимости работы со взрослыми людьми с ментальной инвалидностью рассказывает Елизавета Меланченко, врач, администратор здравоохранения, невролог, нейрофизиолог.

Для просмотра видео кликните по картинке:

Танце-двигательный терапевт, хореограф Яна Норина рассказывает о методах работы с людьми с ментальной инвалидностью.

Когда мы говорим о движении человека, мы не можем отделять его двигательные возможности от интеллектуальных, от его способа мышления и эмоционального выражения. Поэтому такое внимание в работе с людьми с любыми особенностями развития уделяется движению.

Для людей, которым вербальное выражение чувств и коммуникация представляют сложности, движение — бесценный инструмент для поддержания связи с окружающими. Когда я двигаюсь, то мне уже есть что показать и о чем поговорить с другим. Более того, когда я двигаюсь, меня видят и я вижу реакцию других. А значит, я есть.
Танце-двигательная терапия основывается на положениях, что любое движение имеет потенциал коммуникации, более того, является базовым способом коммуникации. В качестве инструментов танце-терапевт использует «зеркало», «собирание движений», форму круга, двигательную экспрессию. Терапевт может через движение работать с такими проблемами, как рассеянное внимание или личностные границы, самоотношение и самооценка и т. д.

Для просмотра видео кликните по картинке:

Нина Петровская.
Нейропсихологический подход и технологии при сопровождении людей с РАС и другими ментальными нарушениями развития.
19.02.2019

Нина Петровская – нейропсихолог, преподаватель психологии, руководитель мастерской социально-творческой инклюзии «Сундук».

Как устроен наш мозг? Как устроена память, внимание, принятие решений? Нина Петровская рассказывает о познавательных процессах и о том, как использовать эти знания для практической работы и повысить свой потенциал. Информация будет полезна как для помощи людям с ментальными нарушениями, так и для самопомощи.

Для просмотра видео кликните по картинке:

Индивидуальный подход при ДЦП на примере работы в свечной мастерской.

Анатолий в этом году перешел из подростковой группы в мастерскую. Сопровождающий Михаил Сухотин помогает Толе осваивать основные этапы изготовления свечей. Многие действия для Толи осложнены из-за ДЦП, но в работе он получает не только терапевтические эффекты, но и большое удовольствие.
Рассказывает Михаил Сухотин:

Эти видеосюжеты об обучении ремеслу 19-летнего Анатолия, подростка с ДЦП. В свечной мастерской он осваивает основные этапы изготовления свечей почти на всех стадиях рабочего процесса. Свечи изготовляются как методом окунания, так и скатыванием их из листа вощины.

Эта деятельность имеет и терапевтическую составляющую. Например, при скатывании вощинной свечи заметно снимается спастика ладоней. Или для изготовления подвески для окунания свечей необходимо умение сосредотачивать зрительное внимание на кончике фитиля, чтобы попасть им туда, куда требуется. Запах вощины и жидкого воска, тактильный контакт с материалами разных фактур, сказываются на общем тонусе подопечного и мобилизуют его.

Из-за особенностей, ограничивающих свободу его движений, моей задачей является и подбор наиболее удобных условий, специально учитывающих эти особенности. Планируем сделать планку с рядом подвесок, расположенную на такой высоте, чтобы Толя мог не только окунать свечи в жидкий воск в термостате, а ещё и самостоятельно снимать их на подвесках со стены, и вешать их туда же после окунания. Также попробуем подобрать подходящие для его рук ножницы в специализированных магазинах.

Для просмотра видео кликните по картинке:

Подростковый клуб, как способ социальной реабилитации особых подростков.

На разных этапах развития ребенка у него есть потребность в социально значимой группе и ведущие задачи возраста. Для подросткового возраста эта социальная группа — сверстники и ведущая задача — интимно-личностное общение. Но очень часто мы наблюдаем изолированность подростка с особенностями развития от группы сверстников.
В 2016 году в Турмалине начал действовать Подростковый Клуб, основными задачами которого является развитие коммуникативных, социально-бытовых навыков и знакомство с разными видами ручного труда.

Для просмотра видео кликните по картинке:

Занятие в клубе начинается с круга, своеобразной встречи, на которой ребята рассказывают как у них дела, что нового и учатся слушать друг друга.

Затем начинается разминка. Это очень важная часть нашего занятия. Она включает в себя интенсивный самомассажа + география тела (это твоя нога, ступня, рука и т.д.) Дальше подключаются гимнастические упражнения и нейрофизиологические (ходьба перекрестным шагом, прыгаем на прыгалках). В этих упражнениях очень хорошо прорабатываются чувство ощущения, баланса, равновесия.

После разминки идет кулинария. Эту часть ребята всегда очень ждут, стараются угадать, что мы будем готовить. Это очень магический процесс, сочетающий приятное с полезным, ребята оттачивают навыки самостоятельного приготовления пищи, учатся пользоваться кухонными принадлежностями. После кулинарии пьём чай — это не только сам процесс чаепития, перед чаем нужно накрыть на стол, а после убрать и помыть посуду. И это важная часть социально-бытовой ориентировки.

На занятиях ремеслом, мы знакомимся с различными природными материалами (глина, воск, шерсть) и способами работы с ними. Мы валяем, ткём, работаем с глиной. Обычно один вид ремесла практикуется долгое время (несколько месяцев), чтобы ребята смогли привыкнуть к процессу и лучше закрепить данный навык.

В конце мы подводим итог нашего занятия. Ребята садятся в круг, вспоминают, что делали (обычно в обратном порядке). И если еще остается немного времени, можем помузицировать.

Ирина Осипова. Социальные аспекты взросления особых людей.
22.01.2019

Презентация лекции.

Ирина Осипова — эксперт, дефектолог, психолог, тренер родительских групп. В лекции рассмотрены особенности подросткового и юношеского возраста людей с ментальной инвалидностью, их дальнейшая социализация. Роль и задачи социального окружения особого человека. Взрослые отношения с подростком с особенностями – какие они?

Для просмотра видео кликните по картинке:

Праздники, как часть социо-культурной реабилитации.

Арт-терапевт Турмалина Зинаида Левина рассказала о значении праздников для людей с ментальной инвалидностью, поделилась секретами организации праздничных мероприятий и их функции в жизни Центра. Каждая часть раскрывает особенности и задачи праздничных периодов. Смотрите видео ниже на странице.

Праздники врываются в повседневный ход жизни, как будто нарушая ее ритмичность и постоянство. Но праздники напоминают нам о другом, большем ритме — годовом. Мы отмечаем, конечно, дни рождения и другие даты, но здесь мы поговорим о календарных праздниках.

В старые времена люди жили вместе с природой, и в разные времена года их жизнь менялась соответственно времени. Тогда естественным образом отмечалась смена времен года и положение солнца. Сегодня мы в больших городах вряд ли меняем свою жизнь в соответствии с солнцем: у нас та же работа зимой и летом, те же привычки и способ жить, кроме смены одежды и коротких отпусков.

Для понимания течения времени мы должны сознательно обращать внимание на жизнь природы и те бессознательные процессы, которые так или иначе происходят в нашем организме и душевной жизни. Особенно важно помочь в этом особым людям. Они плохо ориентируются во времени, им трудно осознать чувственные восприятия (например, температуру воздуха) и связать их с ходом времени. В то же время они более зависимы от природы, от погоды и от всех процессов, которые проходят на Земле в связи со сменой времен года. Достаточно вспомнить, например, метеозависимость.

Празднование календарных праздников напоминает им об этом и дает возможность ориентироваться лучше в окружающем мире. Кроме того, это дает радость, переживание общности и осознание себя в мире. Мы отмечаем традиционные христианские праздники: Рождество, Пасху, Троицу, день Михаила Архангела (чудо Георгия и змие), а также сбор урожая, приход весны (Масленица), летний солнцеворот.

Очень важны длительные периоды подготовки к каждому празднику: репетиции спектаклей, определенные песни, изображения, другие невербальные знаки. Например, пасхальные яйца. По этим атрибутам люди «узнают» приближение праздника, активнее участвуют в его подготовке. Благодаря календарным праздникам особые люди как бы «врастают» в свое социокультурное пространство, чувствуют себя частью своего народа и всего человечества.

Это абсолютно необходимо каждому человеку, а особым людям тем более, для личного развития, для осознания себя и своего места в мире: Я есть я, я живу в этой стране, я — человек.

Праздники, как часть социо-культурной реабилитации. 1. Праздники и ритм жизни.

Короткое видео, где Зинаида Левина рассказывает о ритмах, присущих жизни человека и роли праздников в их поддержании. Как мы проводим праздники в Центре Турмалин и почему это важно для людей с ментальной инвалидностью.

Праздники, как часть социо-культурной реабилитации. 2. Подготовка к празднику.

Какие элементы подготовки помогают создать и поддержать настроение праздника. Какие атрибуты могут помочь человеку с ментальной инвалидностью “узнать” праздник. Рассказывает Зинаида Левина.

Праздники, как часть социо-культурной реабилитации. 3. Весна – лето – осень.

Зинаида Левина рассказывает о ритмах, присущих жизни человека и роли праздников в их поддержании. Праздники весны, лета и осени. Как праздники помогают переживать время года, поддерживать осознанность. Цикл годовых праздников.

Зинаида Левина
«Роль календарных праздников в социокультурной реабилитации особенных взрослых».
19.12.2018

В лекции рассмотрена роль и значение праздников для человека. Почему праздники повторяются каждый год и как это влияет на формирование детей и взрослых с собенностями. Почему нам не скучно праздновать одни и те же праздники каждый год. Приведены примеры проведения праздников в Турмалине.

Проект «Школа сопровождения взрослых с ментальной инвалидностью» второй раз получил поддержку Фонда Президентских грантов.
30.11.2018

В новом сезоне мы продолжим цикл ежемесячных лекций ведущих специалистов в области реабилитации людей с ОВЗ, в том числе специалистов Турмалина. Пригласим специалистов смежных профессий, которые выскажут экспертное мнение о современных видах реабилитации и дадут методические рекомендации по взаимодействию и работе с людьми с ментальной инвалидностью. Кроме того, мы будем знакомить вас с другими организациями, которые помогают взрослым людям с нарушением интеллекта. Ждите интересных репортажей и интервью участников.

Павел Кантор «Юридические аспекты взросления особых людей».
22.11.2018

Павел Кантор, юрист правовой группы РБОО «Центр лечебной педагогики» рассказывает о дееспособности, ограниченной дееспособности, опеке и процедурах лишения и востановления.

Утреннее приветствие.

Весь день в Турмалине хорошо структурирован. Это помогает особому человеку ориентироваться во времени, понимать задачи, справляться с ожиданием. Открывает день утреннее приветствие в зале.

Музыкальная терапия. Лира.

Лира – один из особенных инструментов для музыкального терапевта. Рассказывают Влад и Татьяна Константиновна.

Групповая арт-терапия.

Терапия цветом на большом полотне приносит радость и помогает расслабиться. Процесс очень интенсивный, прорабатывается эмоциональное состояние каждого участника. Рассказывает Мария Сластенина.

Метафорические ассоциативные карты на музыкальной терапии.

Бывает сложно понять и сформулировать причину беспокойства. Особым людям часто это дается еще сложнее. В работе терапевту могут помочь метафорические ассоциативные карты. Подобно трамплину карточка запускает ряд ассоциаций и образное мышление. Об использовании МАК на групповой музыкальной терапии рассказывает Анастасия Бельтюкова.

Альтернативная коммуникация: Наташа и Марина

Продолжая тему альтернативной коммуникации мы публикуем короткое видео, в котором сопровождающая свечной мастерской Марина рассказывает об общении с Наташей.

Юлия Коровкина «Особенности коммуникации взрослых людей с ментальной инвалидностью.
Проблемы и пути решения».
25.10.2018

Презентация лекции «Альтернативная коммуникация»

В рамках проекта «Школа сопровождения взрослых» прошла лекция Юлии Коровкиной о методах альтернативной коммуникации в работе со взрослыми людьми с ментальной инвалидность.

Музыкальная терапия: о любимых инструментах.

 

Арт-терапия для людей с РАС.

Арт-терапевт нашего Центра Зинаида Левина о работе с людьми с расстройством аутистического спектра.
.

Столярная мастерская: рассказывает Юрий.

В каждой мастерской нашего Центра есть очень простые изделия. Они позволяют начать знакомство с ремеслом особого человека, который до это мог ничего руками не делать. В столярной мастерской таким изделием являются деревянные колокола (шум ветра).

Зинаида Левина об арт-терапии.

Арт-терапевт нашего Центра Зинаида Левина о целях арт-терапии, основных приемах работы и получаемых эффектах.

Простые инструменты для музыкальной терапии.

Музыка – удивительная часть творческой жизни человека. Часто очень сложна, требует хороших навыков и тонких инструментов. Но также часто достаточно очень простых вещей. Музыкальный терапевт нашего Центра Татьяна Константиновна Степанова рассказывает, какие простые предметы могут стать источником вдохновения и основой терапии.

Мария Сластенина о мастерской бижутерии (эмали).

Мастерская бижутерии в Турмалине появилась сравнительно недавно – весной этого года. Но успела завоевать популярность подопечных нашего Центра. Мария Сластенина рассказывает о работе с эмалями.

Зинаида Левина об арт-терапии для взрослых.
27.09.2018

Презентация лекции «Арт-терапия в работе со взрослыми людьми»

В рамках проекта Школа сопровождения взрослых прошла лекция нашего арт-терапевта Зинаиды Левиной. Зинаида Марковна рассказала о целях, методах и показала некоторые примеры работы с взрослыми людьми с ментальной инвалидность.

Маша Грекова о проекте инклюзивных мастерских «Простые вещи».

Запись эфира из Санкт-Петербурга с Машей Грековой, руководителем инклюзивных мастерских «Простые вещи. Дело есть каждому». Опыт планирования, создания и полугода жизни проекта.

Столярная мастерская нашего Центра.

Директор нашего Центра Анастасия Бельтюкова о столярной мастерской и некоторых ее изделиях.

Столярная мастерская нашего Центра.

В столярной мастерской нашего Центра приятно пахнет древесиной. Обработка дерева требует терпения и сосредоточенности. Об основных этапах и инструментах рассказывает Юрий.

Симакова Вера Игоревна о Центре «Благое дело».
09.07.2018

Запись трансляции из Свердловской области: генеральный директор некоммерческой организации «Благое дело» о двенадцатилетнем опыте работы мастерских.

Музыкальная терапия – как выбрать инструменты? Рассказывает Анастасия Бельтюкова.

В музыкальной терапии для людей с ментальной инвалидностью мало используются «классические» инструменты, поскольку звукоизвлечение такого инструмента довольно сложно устроено. Об особенностях инструментов Центра «Турмалин» рассказывает Анастасия Бельтюкова.

Завершение года и дерево идей.

В завершение года перед каникулами мы вспоминаем прошедший год и строим планы на будущий. Подвести итоги целого года не так-то просто, но очень важно. Мы делаем это все вместе: по очереди говорят и сотрудники и ребята. А еще визуализируем пожелания, завязывая ленточки на ветвях дерева, которое будет ждать нас все лето и поможет настроиться на предстоящий год в сентябре.

Музыкальная терапия в системе поддержки взрослых с ментальной инвалидностью.
21.06.2018

Презентация лекции

Музыкальный терапевт и директор нашего Центра Анастасия Бельтюкова рассказывает о возможностях музыкальной терапии в работе со взрослыми людьми с множественными нарушениями развития.
Порой музыка становится единственным способом коммуникации и общения для людей с глубокими нарушениями развития. Музыка помогает тем, кому трудно находится в обществе соединиться с другими людьми в музыкальном потоке, пережить себя частью целого.

 

Музыкальная терапия – как и для чего? Рассказывает Анастасия Бельтюкова

Музыка наполняет всю жизнь Турмалина. В начале и в конце дня, на праздниках и в будни мы поем, играем и даже создаем инструменты. Все это позволяет каждому высказаться и быть услышанным независимо от его возможностей.

 

Занятие оркестра БезНот. Групповая музыкальная терапия.

Музыка – важная часть жизни Турмалина. Музыкальная терапия помогает высказаться и послушать, сосредоточиться и расслабиться, найти точку опоры. Поговорить и даже поспорить! Посмотрите, как проходят занятия оркестра «БезНот» под руководством Анастасии Бельтюковой.

 

Мастерская мыловарения.

Изготовление мыла – одна из простых техник с быстрым видимым результатом. Приятная текстура, ароматы эфирных масел и яркие цвета помогают концентрироваться на работе и делают ее приятной.

 

Музыкальная терапия, инструменты.

Музыкальный терапевт нашего Центра Татьяна Степанова рассказывает об основных инструментах, которые используются в работе с особыми детьми и взрослыми.

 

Опыт организации сопровождаемого проживания
Психологи фонда «Жизненный путь» Мириам Бернштейн и Мария Королёва о проекте «Учебная квартира»
17.05.2018

Презентация лекции «Опыт организации сопровождаемого проживания»

Фонд организует группы подготовки молодых людей и родителей к жизни в тренировочной квартире. Мария Королева рассказала для чего эти встречи и что на них обсуждается. Мириам Бернштейн подвела итоги экспериментального года в тренировочной квартире фонда. И рассказала о дальнейших планах развития проекта.

Организация обеда в Турмалине.

Обед в Турмалине – не просто перерыв для еды. Накрыть на стол, красиво есть, убраться – все это незаметные в повседневности, но очень важные навыки. Людям с ментальной инвалидностью не так просто сохранить их без постоянной практики. 

О выборе мастерских.

Бывает, что работа не ладится. Цель ясна, принцип работы понятный, желание сделать есть, а прогресса нет. Прокрастинация побеждает и без компьютера и мобильных гаджетов) В этот момент важно понять, что мешает продвинуться. Может ваш стул неудобен? Или инструменты плохо заточены? Может что-то с материалом? О переходе Федора из керамики в свечную мастерскую рассказывает Юля Коровкина.

Видеозапись лекции Петровской Нины «Нейропсихологический подход для преодоления трудностей социализации и обучения людей с особенностями развития»
19.04.2018

Презентация лекции «Нейропсихологический подход для преодоления трудностей социализации и обучения людей с особенностями развития»

Запись лекции от 19 апреля «Нейропсихологический подход для преодоления трудностей социализации и обучения людей с особенностями развития». Нина Петровская рассказывает об основных закономерностях работы мозга и дает простые рекомендации для развития когнитивной деятельности.

О лекторе: инициатор и руководитель Мастерской социально-творческой инклюзии «Сундук», психолог, преподаватель психологии, нейропсихолог.

Валяние бус – показывает Зоя.

Непряденая шерсть – прекрасный материал для самых разных изделий. В этом ролике вы увидете, как легко изготовить бусы методом мокрого валяния. Для этого не требуется никаких дополнительных инструментов, только обычный чайник. Рассказывают и показывают Ольга Смирнова и Зоя.

Подбор метода работы со слабовидящим человеком с ментальными нарушениями.

Человеку с ментальными нарушениями бывает сложно ориентироваться в пространстве и выполнять необходимые последовательности действий, доводить свою работу до конца. Еще сложнее, если присутствуют нарушения зрения. О методе работы рассказывает Юля Коровкина.

Свечная мастерская – этапы изготовления свечи.

Изготовление свечи – процесс медитативный. Вощина приятна на ощупь, горячий воск пахнет медом. Окуная свечу раз за разом нельзя торопиться, между погружениями нужно делать паузы, чтобы воск успевал застывать. Как происходит изготовление свечей в нашей мастерской в Турмалине расскажут Марина Бондаренко и Александр.

Видеозапись лекции Коровкиной Ю.В.
«Особенности социализации взрослых людей с ментальной инвалидностью»
22.03.2018

Презентация лекции «Особенности социализации взрослых людей с ментальной инвалидностью»

Запись нашей лекции от 22 марта «Особенности социализации взрослых людей с ментальной инвалидностью». В лекции социальный терапевт Юлия Коровкина рассказывает о процессе социализации и делится опытом своей работы с особыми взрослыми – подопечными Центра Турмалин.

О лекторе: окончила МГПУ (олигофренопедагог, дефектолог-логопед), защитила кандидатскую по специальной педагогике, прошла обучающий семинар по лечебной педагогике и получила дополнительную специальность социальный терапевт. Сейчас Юлия Васильевна методист Центра и сопровождающая в керамической мастерской.

Турмалин: керамическая мастерская

Один из эффективных способов работы с глиной – заливка гипсовых форм шликером (жидкой глиной). Преимуществами являются возможность создавать достаточно легкие изделия с тонкой стенкой и небольшие затраты времени. О нюансах работы в этой технике рассказывает Сергей.

Турмалин: керамическая мастерская

Мы продолжаем рассказывать о нашей работе с глиной. Сопровождающая керамической мастерской Юлия Коровкина рассказывает об основных принципах работы и возможностях подопечных в керамике, особенностях работы с глиной и противопоказаниям к ней.

Видеозапись лекции Осиповой И.И.
«Строим инфраструктуру для взрослых людей с ментальной инвалидностью»
22.02.2018

Презентация лекции «Строим инфраструктуру для взрослых людей с ментальной инвалидностью»

Тема нашей февральской лекции «Строим инфраструктуру для взрослых людей с ментальной инвалидностью. Правовые, организационные и педагогические задачи, «подводные камни».
Об этом мы поговорили с Осиповой Ириной Игоревной — экспертом, психологом, тренером родительских групп, дефектологом. До последнего времени занимала пост директора РО МОО «Равные возможности»

Ирина Игоревна сформулировала основные проблемы в свободной дискуссии с аудиторией. В зале присутствовали представители уфимского Фонда экологического просвещения «Твердая почва», который планирует развивать направление трудоустройства взрослых с ментальной инвалидностью.

Турмалин: свечная мастерская

Третья мастерская, с которой мы хотели бы вас познакомить – свечная. Ручное изготовление свечей – процесс требующий терпения и кропотливой работы. Но благодаря налаженной технологии и разделению производства на небольшие операции, люди с самыми различными ограничениями могут быть вовлечены в работу мастерской. О терапевтических эффектах и преимуществах работы с воском расскажет Анастасия Бельтюкова

Турмалин: валяльная мастерская

Еще один материал, с которым работают наши подопечные в Центре это шерсть. Один из способов работы с ней – валяние. Это достаточно простая методика, позволяющая создавать практичные и красивые вещи. При этом работа с шерстью дает широкие возможности для терапевтических эффектов.

Турмалин: керамическая мастерская

Мы начинаем более подробно знакомить вас с нашими мастерскими. И первая из них – керамическая мастерская. В ролике директор Центра Анастасия Бельтюкова расскажет об основных этапах работы с глиной и терапевтических эффектах этого ремесла. Одним из важных преимуществ керамической мастерской является разнообразие способов работы с глиной, что позволяет подобрать для каждого из подопечных доступную ему операцию.

Турмалин – как все устроено

Приглашаем вас заглянуть в Турмалин и посмотреть, как проходит наш день. Утреннее приветствие, работа в мастерских, обед, творчество и завершение дня – каждое событие помогает участникам чувствовать ритм дня, ориентироваться в расписании и проявлять самостоятельность. Комплексный подход к социальной реабилитации в Турмалине подразумевает не только работу в мастерских и специальные занятия. Процесс включает в себя повседневные задачи: накрыть на стол, соблюдать этикет за столом, убрать посуду после обеда, протереть столы и пропылесосить. Такие простые вещи позволяют проявить заботу об окружающих и почувствовать сопричастность к происходящему. Турмалин не просто место для занятий, Турмалин – наш дом.

Элементы драматерапии в Турмалине

В РЦ «Турмалин» принят комплексный подход в поддержке взрослых людей с ментальной инвалидностью. Посильный труд и занятия искусством органично дополняют друг друга. Одним из примеров могут послужить традиционные зимние спектакли, посвященные празднику Рождества.
В подготовке к спектаклю участвует весь Центр, на репетицию приходят все подопечные и сотрудники, закончив свои дела в мастерских. Начинаются репетиции с обсуждения сюжета и тему спектакля, распределения ролей, подбора песен. Традиционность и повторяемость сценария помогает пережить покой и доверие, приносит радость узнавания.
Иногда во время подготовки одну и ту же роль может исполнить несколько актеров, чтобы у нескольких человек была возможность почувствовать себя, например, пастухом или мудрецом из истории о «Поклонении волхвов». Выход на сцену, вхождение в роль, помогает многим людям стать более внимательными, эмоционально собранными, справляться с проявлениями нежелательного поведения.
Ощутить себя частью целого, настоящим участником общего действа помогает музыка и совместное пение. Песни, которые исполняются в период подготовки спектакля почти каждый день на утренних кругах, запоминаются очень хорошо. Те, кто не является актерами все равно принимают участие в спектакле через пение или игру на музыкальных инструментах.
Для того, чтобы участниками спектакля могли быть все желающие, «режиссеры» ищут простые и доступные сценические решения: статичные сцены, движение в хороводе, роли без слов, выразительные жесты…
Нередко за постановкой или в процессе его подготовки возникают интересные глубокие разговоры, ребята ставят важные для них в этот момент вопросы.
Все вместе это позволяет создать настроение праздника, глубоко пережить рассказываемую в спектакле историю, получить важный внутренний опыт и осмыслить его в драматической форме.

Видеозапись лекции лечебного педагога, д.п.н. доцента МПГУ Исаевой Т.Н.
«Внутреннее достоинство особого человека»
25.01.2018

Презентация лекции «Внутреннее достоинство особого человека»

В современных условиях развития общества все очевидней становится обеспечение качества жизни человеку с нарушениями через развитие личностных и жизненных компетенций у субъекта. На этом пути основной задачей является обращение не к внешним предметам, а изучение качественного измерения бытия в отношении к внутреннему миру человека, духовному измерению его существа.
В лекции рассмотрены различные подходы к пониманию внутреннего достоинства человека с выраженными нарушениями интеллектуальной сферы, а также процессы, влияющие на принятие человека с нарушениями с позиции права иметь это нарушение.

Видеозапись лекции д.п.н. профессора МГПУ Яковлевой И.М
«Помощь взрослым с тяжелыми нарушениями развития: история и современность»
12.12.2017

Презентация лекции «История развития помощи взрослым»

В ходе развития общества менялись модели отношения к человеку с нарушениями развития: от моделей «недочеловек», «больной», «угроза обществу», «объект обременительной благотворительности» к модели «равный в правах». Концепция «нормализации» стала движением к сокращению числа закрытых учреждений, «дегоспитализации» значительного числа людей с особенностями развития, созданию альтернативной инфраструктуры и исключению их социального ущемления и изоляции. В лекции предложен обзор основных подходов к обучению и социализации людей с особыми потребностями.
В течении долгого времени дефектология была направлена на изучение нарушенного развития в детском возрасте, на обучение и воспитание детей и подростков с целью подготовки их к самостоятельной жизни и овладению профессией. Дети с выраженными интеллектуальными нарушениями признавались не обучаемыми и не были включены в систему образования. На сегодняшний день очевидно, что трудовая и профессиональная реабилитация является важной составляющей психолого-педагогического сопровождения взрослых людей с нарушениями развития. Однако многие проблемы еще не решены: условия, необходимые для обеспечения качества жизни такого человека, проблемы социальной интеграции и другие.

Обзор Центра Турмалин и рассказ о распорядке дня.

Благотворительное учреждение «Центр социальной реабилитации «Турмалин» основан в 2003 году и вот уже почти 15 лет работает в режиме дневного пребывания для детей и взрослых, имеющих нарушения интеллектуального и психического развития.
Программа социальной реабилитации включает посильный труд в художественно-ремесленных мастерских для взрослых, развивающие занятия для детей, индивидуальную и групповую арт-терапию (театр, музыка, изобразительное искусство) для всех подопечных.
Важной частью программы реабилитации является создание и поддержание понятного распорядка дня. Для этого в Турмалине мы не только придерживаемся расписания, но и создаем определенные ритуалы, которые помогают переключаться с одного вида деятельности на другой и сконцентрироваться на происходящем.

О центре

Благотворительное учреждение «Центр социальной реабилитации «Турмалин» создано с целью социальной реабилитации людей с нарушениями интеллектуального и психического развития.

Контакты
129626, г. Москва, ул. Бориса Галушкина, д. 26
8 (495) 682 23 48 (директор, бухгалтер)
8 (495) 682 53 16 (мастерские, методист)
Email: turmaline.nko@gmail.com
Запись на консультации к методисту
по тел. 8 916 551 43 10